ЧТО ОСТАЁТСЯ ОТ СУДНА

Время жизни судов короче жизни людей. Суда, как и люди, умирают почти одинаково (тонут и горят немногие из них). В советское время немногие исследовательские суда сохраняли при достижении нормативного возраста списания. А после капиталистического переворота, напротив, списывали суда до этого срока. Эпидемию списания исследовательских судов не остановило даже решение Морской коллегии при Правительстве РФ. Иногда суда списывали, но не отправляли на слом, а использовали как грузо-пассажирские («Василий Головнин»/«Герои Севастополя»).

7.1. КОГДА СУДА СПИСЫВАЮТ

Даже неработающее судно ежедневно требует расходов. Так, новое исследовательское судно «Профессор Коновалов» в течение почти 20 лет приносило ТИНРО убытки, потому что стоит у причала. Судно строили уже после капиталистического переворота. Хабаровский завод построил корпус, а навигационное и промысловое оборудование поставили в Большом Камне и во Владивостоке. В 2002 году судно было готово к сдаче в эксплуатацию. Но деньги на доделку куда-то исчезли, судно не было сдано, а было арестовано. А теперь уже и часть механизмов судна стала непригодна.

Рис. 7-1. Узник Министерства финансов

Такой же убыток в течение многих лет нёс ДВО РАН, отремонтировав НИС «Академик Александр Виноградов» и НИС «Академик Александр Несмеянов» за границей. Таможенный Комитет РФ счёл ремонт за рубежом судов как переработку товаров на внетаможенной территории. Академия наук понадеялось на логику: раз государство не даёт денег на ремонт, то хоть мешать не будет. Но ведомства между собой не дружили, а царя у Страны не было. Так что отремонтированные суда постояли у пирса (довольно долго), а потом были списаны и проданы (довольно быстро).

«Академик Александр Несмеянов» под арестом

Капитальный ремонт «Дмитрия Менделеева» (за 13 млн. долларов) в 1991 году не стал препятствием для его последующей сдачи на слом — на эксплуатацию судна по назначению у московского института не было денег, а передать судно другой организации (например, ТОИ ДВО РАН) не пытались.

Если судно не новое, то оно требует ремонта (небольшого или капитального).

А если судно требует ремонта, но не ремонтируется, то его экипаж подвергается ненужной опасности. Рано или поздно, перед судовладельцем встаёт вопрос: «Ещё ремонтировать или уже списать»? Старые исследовательские суда логично не ремонтировать, а списывать и заменять новыми. Делать это нужно непрерывно и своевременно. Условия для обновления исследовательского флота должно создавать государство. Если таких условий (устойчивого финансирования судостроения, длинных кредитов, льгот на обновление) нет, то исследовательский флот не обновляется. В РФ он и не обновлялся с 1991 года. В настоящее время в Стране нет программы восстановления исследовательского флота. Советский исследовательский флот устарел и умирает. Единичные приобретения (судно снабжения ААНИИ «Академик Трешников», судно геофизической разведки «Вячеслав Тихонов», гидрографические суда Министерства обороны «Селигер» и «Янтарь») картины не меняют: количество ежегодно списываемых судов – намного больше.

Нормативный срок, после которого судно официально подлежит капитальному ремонту или списанию, назначается государственными учреждениями. В разных странах это нормы, как и учреждения, – разные. Ставки обязательного страхования растут с каждым годом возраста судна. Меняются взгляды на судовую архитектуру (на компоновку палубного оборудования). Непрерывно совершенствуется само научное оборудование (в том числе, палубное). Потому, например, в Германии стимулируют ускоренное списание судов. Германии это выгодно потому, что и строительством новых судов и утилизацией судов списанных заняты отечественные заводы.

Иначе проходило строительство и утилизация судов в нашей Стране (СССР, РФ). В Стране не было достаточных ресурсов для обвального уничтожения судов, как ранее – для массового их строительства. В 1950-1985 гг. впечатляющие средства были переданы другим странам на строительство новых судов для СССР. Утилизацию старых, построенных тогда, судов наше государство также передало другим странам- у нас просто не были построены соответствующие мощности для разделки судов. А суда, которые, по каким-то причинам, за границу отправлены не были, образовали морские кладбища.

Годность гражданского судна к дальнейшей эксплуатации определяет инспектор Регистра, а военной гидрографии- чиновник Министерства обороны. Но многие суда в исправном техническом состоянии списывались до истечения нормативного срока, независимо от ведомства.

У инспекторов Регистра всегда есть, на что обратить внимание. У «Витязя» после 25 лет работы самым слабым звеном было состояние корпуса.

«Корма «Витязя» в 1978 году.

Обратите внимание на нестандартный шрифт букв «О» и «С».

На НИС «Профессор Хромов» из гидравлических систем (все лебёдки – шведского производства) годами текло масло и не работал кабелеукладчик. А всё потому, что иностранные запчасти дороги. Почему заказчик судна предпочёл поставить на российское судно шведские лебёдки, а не российские (они- не хуже шведских), непонятно только пользователю. Но таким выбором изначально была заложена непригодность лебёдок к ремонту. Понятно, что дефекты, существовавшие в 1993 году, сохранились и в 2017 году.

Самым слабым звеном (требующим частого ремонта) современных судов является двигатель. Суда с паровой машиной живут без ремонта дольше, чем суда с дизель-электрической системой. Но не везде. На Украине НИС «Михаил Ломоносов» был отправлен отправили туда же, куда и «Изумруд».

А деревянные парусные суда могли жить дольше всех. Судя по сохранности корпуса зверобойного судна в бухте Витязь, эти суда могли бы работать до сих пор.

Корпус зверобойного бота через 60 лет (бухта Витязь)

Могли. Но парусные суда (их десятками строили для СССР в Финляндии в счёт репараций) были очень быстро (через 10-15 лет) списаны. Так, на Дальнем Востоке за десятилетие были уничтожены новые парусные суда самого разного водоизмещения (зверобойные боты, шхуны, баркентины). Некоторые из них (например, «Нерпа») использовались учёными.

Всего для СССР в Финляндии было построено более 200 парусных судов. Средняя стоимость каждого составляла около полумиллиона рублей. Ускоренное уничтожение этих судов было предопределено тем, что единственным гальюном могли пользоваться только штурмана и повар. Остальные, вероятно, должны были, как в 17 веке, садиться на сетку под бушпритом. Но морские брызги летом на Камчатке совсем не то, что зимой в Карибском море…

Эксплуатация парусных судов требовала опыта, которого не было у местных моряков. А опытные перегонные команды увольнялись. Так, в Петропавловске-Камчатском все архангельские капитаны были уволены из-за отсутствия дипломов о среднем специальном образовании. Заменившие их (неопытные, зато с дипломами) штурмана недолго мучились с парусами. Бушприты спилили, стеньги срезали, часть шхун использовали под общежития, часть- использовали как причалы. Вот потому через 15 лет от десятков новых парусных судов на Дальнем Востоке не осталось ни одного.

Парусники на Камчатке

Недолго поработали парусные научные суда и на Балтике. Например, шхуна ЛоГОИН «Профессор Рудовиц» (626 т, 39.4 м, 22+6 э. 3лаб., его фотография есть в ЭСМ) была списана уже через семь лет после постройки.

Парусно-моторный бот 1952 г. рождения «Константин Дерюгин», также рассчитанный на десятки лет жизни, был списан в Мурманском УГМС уже через 4 года.

Относительно долго сохранялась только «Заря».

Имена учёных, кроме Лео Фрицевича Рудовица, носили несколько парусных судов того времени: «Всеволод БЕРЕЗКИН», «Профессор ВИЗЕ», «Месяцев», «Георгий Ратманов», «Академик Шокальский».

И у непарусных исследовательских судов срок жизни также зависит от профессионализма их экипажей.

Историческое значимое (первое специально построенное исследовательское) судно Страны – «Андрей Первозванный» – было списано (и уничтожено) после 60 лет эксплуатации. Как научно-поисковое, оно использовалось в первые 10 лет, затем использовалось как гидрографическое, а в последние 5 лет работало как отопитель., От знаменитого судна потомкам не осталось ничего- как это было обычно в советское время- судно было уничтожено намеренно.

Зато первое советское исследовательское судно – «Персей» – было уничтожено случайно. После налёта авиации оно было повреждено, притоплено и использовалось как причал уже в 1941 г. (после 18 лет эксплуатации). Остатки судна ещё сохраняются в Эйна-губе.

Остатки «Персея» в Эйна-губе

Самое знаменитое экспедиционное судно страны – «Витязь» – было списано после 30 лет эксплуатации. Каким-то чудом (и у чуда есть имя) судно сохранилось и сейчас используется как часть музея Мирового океана (г.Калининград).

«Витязь» не был самым старым исследовательским судном ни в 1970 году (тогда это было пятидесятилетнее гидрографическое судно «Могилёв»), ни в 1980 (тогда это был ледокол «Красин»).

Кстати, ледокол «Красин» в свои 98 лет ещё жив (тоже – как экспонат музея). Исследовательским судном в Регистровых книгах он только числился, когда отстаивался в Ленинграде. Хотя этот его статус и не был верен (он был просто ледоколом), но сохранение этого знаменитого труженика всё оправдывает. Другие достойные исследовательские суда такого внимания не удостоились и исчезли без следа.

Нормативный срок, после которого исследовательское судно обязательно подлежало списанию, в СССР определён не был. Осреднённый возраст списания судов в «жирные годы» составлял 20-25 лет. Если считать старыми суда возрастом более 25 лет, то уже в 2015 году таковыми были 65% исследовательских судов. Подробнее о составе флота по годам сказано в главе о количестве судов.

До сих пор живо ещё одно знаменитое судно – парусник «Крузенштерн» (в 2016 г. ему исполнилось 94 года), который в далёком прошлом в течение нескольких лет был исследовательским.

«Крузенштерн» – пример долгой жизни парусного судна

7.2. ПОЖАРЫ, ОБЛЕДЕНЕНИЯ И СТОЛКНОВЕНИЯ

Суда умирают не только от старости. Они тонут, переворачиваются, сталкиваются, горят. В 1915 г. сгорело первое исследовательское судно Российской Академии наук «Заря».

Первое НИС РАН – «Заря»

В 1998 г. у заводского причала г.Ломоносова сгорела другая «Заря» – знаменитое (не только по маркам и спичечным этикеткам) НИС ИЗМИРАН. Ей требовался ремонт. И, конечно, только в Финляндии. Но «в последний момент Морской Регистр не дал разового разрешения на небольшой переход». После этого судно разобрали. Вероятно, кому-то были нужны дрова.

Горели, но выжили НИС «Ю.М. Шокальский» (9.1962), «Геленджик» (3.1998) и «Вячеслав Фролов» (1996, после пожара переименован в «Мираж»).

НИС ДВНИГМИ «Мираж»

После столкновения с отечественным судном выгорел (10.1979) «Оленёк» – экспедиционное судно снабжения 24-й Антарктической экспедиции. Не выжил после неумелого тушения пожара и затонул (1965) НПС «Севастополь».

Нередко исследовательские суда погибали от обледенения. В Татарском проливе обледенело и затонуло (2.1968) НИС Сахалинского УГМС «Гидролог». Со всем экипажем. В Новороссийске обледенели и затонули научно-исследовательские суда «Адмирал Нахимов» (1973, с половиной экипажа), «Академик С. Вавилов» (8.2.1976), «Поиск» (10.11.1993) и гидрографическое судно «Арктика» (8.12.2002).

ГС «Арктика» опрокинулось у причала

Тонули суда и просто по ошибке экипажа. В Чёрном море затонули НИС НИИ гидроприборов «Тибия» и буровой катамаран «Туапсе». У восточного берега Камчатки затонуло НИС Камчатского УГМС «Бесядь» и НИС ДВО РАН «Базальт».

НИС «Базальт» у камчатского берега

В Беринговом море опрокинулось и затонуло НИС Северного УГМС «Айсберг»(1952). Летом (2.8.1983) в Байкале шквал опрокинул и утопил нэс Иркутского УГМС «Академик Ю.М. Шокальский».

Налетел на известную подводную скалу и затонул (1982) в заливе Петра Великого владивостокский «Кварц» (НИС ДВО РАН). Корсаковский «Кварц» (НИС МинГазПрома) налетел на камни и затонул (1987) уже в японском Вакканае.

Анадырское гидрографическое судно «Глубомер» затонуло из-за незадраенной горловины балластной цистерны.

ГС «Глубомер» опрокинулся на мелководье.

Опрокинулись и затонули доставшиеся Украине НИС «Профессор Колесников» (21.9.2000) и ГС «Память Меркурия» (22.1.2001).

«Профессор Колесников» в итальянском Бриндизи

Оба судна находились в аренде.

При буксировке пострадали «Аджария» (затонула в 2007 г.?) и «Леонид Дёмин» (выбросился на берег в 2003 г.).

Суда (исследовательские в том числе) иногда сталкиваются. После столкновения они иногда тонут. В далёком 1941 г. латышское ГС «Гидрограф» затонуло в Ленинграде при столкновении с «Ермаком». Кто был виноват, уже не выяснить. 14 июня 1973 года в заливе Петра Великого научно-промысловое судно «Академик Берг» столкнулось с АПЛ «К-56». Лодка затонула, но «Академик Берг» остался на плаву и работал ещё десять лет. Журналисты уверяли, что нос НПС был кованым… Виновных не искали.

Убийца «К-56» на стапеле в 1963 г.

Столкновения не всегда приводят к списанию судна. 15.04.93 «Леонид Демин» на 16 узлах ночью ворвался в скопление рыболовных судов (Северное море, ночь 15.4.1993) и повредил голландское судно. Наше судно не пострадало.

7 июня 1990 г. военный корабль КНДР таранил советское исследовательское судно «Профессор Гагаринский». Наше судно удара не заметило и продолжило переход.

В августе 1994 г. НИС «Океан» в Токийской бухте получило бортовую пробоину и финансовую претензию от японского сухогруза, но продолжило международную экспедицию.

Камчатскому НИС «Вадим Попов» китайский сухогруз также пробил борт (в апреле 2002 году у о. Уллындо). Это судно уже несколько лет перевозило не учёных, а автомобили и, почему-то, потому претензий к сухогрузу не имело.

НИС «Мезень» продолжило работу после аварии главного двигателя в 2001 г.

Но после капиталистического переворота исследовательские суда стали списывать массово. Многие суда пошли на слом после долгов, штрафов и последующих аукционов. НИСП «Георгий Ушаков» Одесского отделения ГОИН было арестовано за долги арендатора, продано на аукционе в Турции и разобрано (в 2002 г. ?). НИС «Академик Книпович» было арестовано и продано на Фиджи (в 1993 г.). НИС «Гидронавт» арестовано и продано (вместе с ПА «ТИНРО-2») во Вьетнаме (в 1996 г.). НИС «Одиссей» (с ПА «Север-2») было арестовано и продано в Перу (1991 г.). НИС «Хронометр» (после 1992 г. также оказалось приписано Украине) за лов в экономической зоне Аргентины подверглось штрафу. Штраф не был оплачен, судно было арестовано и, в конце концов, затонуло у причала.

Забытые останки НИС «Хронометр» в Буэнос-Айресе

7.3. ПОД ТУРИСТОВ ИЛИ ПОД ОБЩЕЖИТИЕ

Прекращение финансирования исследовательского флота после капиталистического переворота на всех бассейнах и у всех судовладельцев породило не только массовое списание судов.

Позором государства стало непрофильное использование исследовательских судов: для перевозки мелких партий груза, списанных автомобилей и туристов. Без переоборудования длительное непрофильное использование заведомо неэффективно. Суда меняли класс, официально отказываясь от исследовательского. Но специальное палубное оборудование при этом обычно сохранялось.

Логичнее было бы при смене класса произвести безвозвратное переоборудование (срезать ненужные лебёдки и балки, переоборудовать лаборатории в салоны). Часть исследовательского флота, на которой устанавливались конструкции для переводки автомобилей, конечно, назад в исследовательские не возвращалась. Но другая часть оставалась бы полностью пригодной для научных морских работ. Однако всё было сделано наоборот: все суда занялись (и занимаются до сих пор) несвойственной работой (грузо-пассажирскими или туристическими операциями), сохраняя лебёдки и лаборатории.

Научный работяга «Прибой» в последние годы возил автомобили.

Многие исследовательских судов РФ вовлечены в австралийско-американский туристический бизнес. При этом суда из Владивостока , Калининграда и Петербурга полтора месяца добираются до Австралии и Аргентины, три месяца работают там с туристами, потом полтора месяца возвращаются домой.

Примеры хотя бы частичного использования судна на берегу после списания немногочисленны. Известны несколько примеров использования судов как экспонатов: «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев» в Калининграде и «Красин» – в СПб. В Севастополе и Владивостоке исследовательских судов- музеев нет. Неизвестны случаи использования судов как аварийных электростанций (исследовательские суда обладают большой энергомощностью). Гидрографические суда МО иногда используются под общежития.

Причиной игнорирования возможности «ресайклинга» долгое время являлось подавление частного предпринимательства и отсутствие доступных длинных кредитов. Поэтому всегда (и в последнее десятилетие- тоже) исследовательские суда после списания отправлялись только на разборку. И, в основном, за границу.

7.4. ЦЕНА НА МЕТАЛЛ И МЕСТА РАЗБОРКИ

Строительство новых судов в «жирные» (1960-1985) годы проходило по плану. Но плана по списанию судов и утилизации их оборудования тогда не было. Нет его и сейчас.

Не было специальных предприятий для разделки судов, не было специального оборудования (прессов и резаков), не было утилизации оборудования. Ни на одном бассейне. Никогда. И даже после переворота 1991 года, когда судостроительные заводы Страны нуждались в любых заказах, списанные НИС отправлялись на разборку за границу. Это было нелогично- использовать скрап для государства выгоднее и экологичнее, чем производить металл из руды. Но государство добровольно отказалось от регулирования этого процесса. А посредникам было намного выгоднее работать в мутной заграничной воде.

И не было в Стране сил, которые могли бы хотя бы затруднить наглым ворам вывод судов за границу.

Большинство списанных исследовательских судов разделано в Индии, немногие – в Китае и Турции. Посредникам было выгоднее работать в заграничной воде потому, что за границей только часть оплаты за суда проводилась официально. Официально в Индии заявляется лишь часть сделки, а неофициально деньги проходят через подпольную банковскую систему.

Лишь единицы судов (по непонятным причинам) оказались разделаны в нашей стране. Например, «Прилив» в Большом Камне и «Эрнст Кренкель» в Николаеве (я всё ещё не отделяю Николаев от Страны).

«Эрнст Кренкель» разделан в Николаеве

На реализации судов за границей Страна потеряла миллионы долларов. Стандартная цена на чёрный металл составляет 60-120 долларов за тонну.

При водоизмещении в 5000 тонн продажа судна на лом должна была дать государству (собственником всех исследовательских судов было государство) 300- 600 тысяч. Но официально российские суда продают судовой металл почему-то по многократно меньшей цене.

«Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев» проданы за 6 млн. долл. (что при суммарном весовом водоизмещении примерно в 60000 т означает 100 долларов за тонну).

«Георгий Ушаков был продан с аукциона за 169 тысяч долларов, т.е. по 42 доллара за тонну (что вдвое меньше обычной цены). Судно было арестовано за долги арендатора, а аукцион был назначен турецким судом.

НИС «Виктор Бугаев» (судно того же проекта) было продано украинскими властями за 150 000 долларов при весовом водоизмещении примерно 4000 т, т.е. примерно по 37 долларов за тонну.

Но аттракцион невиданной щедрости («Россия – щедрая дуща» ?) показали отечественные чиновники. Большие (10000 т) и новые (построенные в 1988 и 1989 гг.) исследовательские суда Акустического института «Академик Борис Константинов» (1988) и «Академик Николай Андреев» (1989) не успели поработать из-за беловежского сговора. Самые новые суда Страны не могли быть списаны, но их всё равно списали. Они не могли быть выведены за границу, но они всё равно там оказались. За эти преступления государство должно было наказать команду мародёров, но они наказания избежали.

Эти новые суда были списаны как металлолом и проданы по 8 долларов за тонну (т.е. по цене в десять раз ниже обычной).

Судно севастопольского МГИ «Михаил Ломоносов» пришло на убой в Индию.

Оставленное экипажем НИС ЦНИИ Минсудпрома «Изумруд».

Естественно, что после этого посредники перепродали суда уже по рыночной цене.

Основными разделочными пунктами российских исследовательских судов являются:

Аланг (50км от индийского Бхавнагара);

Гаддани (59км от пакистанского Карачи);

Алиага (около турецкого Измира)

Читтагонг (в Бангладеш).

В Аланге были разделаны:

«Космонавт Владимир Комаров» (1994);

«Отто Шмидт» (8.1996); «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королёв» и «Михаил Ломоносов» (1997);

«Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Павел Беляев» (2000);

«Дмитрий Менделеев (5.2001);

«Витязь (3.2005); «Космонавт Георгий Добровольский» (2006).

В Аланге было забито и разделано самое большое исследовательское судно мира – «Космонавт Юрий Гагарин»

Перепадало от щедрой страны и другим: «Академик А. Ковалевский» был разделан (5.1997) в турецкой Алиаге, «Академик Ширшов» (8.1999)- в китайском Тяньзине, «Академик Курчатов» – в индийском Мумбае (5.2001).

От хорошо известных и от малоизвестных, от старых и от нестарых наших исследовательских судов к 2017 году не осталось ничего. Это был разгром. Такое расточительство случалось и раньше. Без видимой пользы были уничтожены коллекция носовых фигур парусных судов (Кузнецов, 1966) и Океанографический кабинет Ю.М. Шокальского в Морской академии. Безжалостно был уничтожен первый ледокол Страны «Ермак». Никто не встал на защиту первого исследовательского судна Страны «Андрей Первозванный» и знаменитого исследовательского судна «Экватор». На этом фоне особенно значимы заслуги тех людей, кто сохранил НИС «Витязь» и НИС/ледокол «Красин».

Что же ещё осталось от судов, кроме упоминания в статьях и книгах ?

Нам известны только якорь НИС «Академик Курчатов» и рында НИСП «Прилив».

Остальные якоря и остальные рынды, надо полагать, достались грифам судостроения.

7.5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА В КНИГАХ И КИНОФИЛЬМАХ

КНИГИ

Нужно различать книги о судах и книги об экспедициях. О судах книг написано намного меньше, чем об экспедициях.

Кроме книг об исследовательских судах институтов (Тумаров, 2001; Заферман, Мухин, 2002; Поддубный, 2006; Кузнецов, Нейман, 2005; Борисов, Корнилов, Папченко, 2006) появились книги об отдельных судах.

Среди них – несколько книг посвященных «Витязю» (Сысоев,1959; Научно-исследовательское судно «Витязь» и его экспедиции 1949-1979 гг., 1984;

Витязь – флагман науки, 2000; Кузнецов, Нейман, 2008), две – «Михаилу Ломоносову» (Батраков, 2007; Сизов, 2009); по одной – «Академику Курчатову» (Кузнецов, Буренин, 2000), «Дмитрию Менделееву» (Кузнецов, Алейник, 2002), «Профессору Колесникову» (Батраков, 2010) и «Николаю Книповичу» (Циркунов, 2006).

Нет книг только о дальневосточных судах (даже о «Росинанте», «Гидрологе» или «Первенце»).

О судах последнего периода (1980-1990 гг.) публикаций имеется во много раз больше, чем о судах довоенных (Андрюшин, Солостянский, 1987; Смирнов, 2003; Шайдоров, Юшин, 1990; Щупляков, Козлов, 1975).

Первой опубликованной в СССР книгой об экспедиции, в которой содержались сведения (измерения, схема) о судне и экипаже, была книга об экспедиции на «Фраме» (Нансен, 1956).

Книги о «Персее» (Обручев, 1929; Васнецов, 1974) были намного менее информативными (в них не было измерений, тоннажа, состава экипажа и экспедиций).

Зато небольшая статья о судах, связанных с К.М.Дерюгиным (Ушаков, Тарасов, Тимонов, Тирон, 1947) содержала не только их характеристики и фотографии, но даже проект перспективного исследовательского нового судна. Естественно (основываясь на опыте предыдущих лет), авторы решили, что оно должно быть парусно-моторным и небольшого водоизмещения.

Представления о новом исследовательском судне в 1947 году.

В последнее время появились статьи и об «Андрее Первозванном». Даже об «Экваторе» есть небольшая, но интересная статья В.Л.Стрюка (2004).

Нужно заметить, что дальневосточные океанографы книг о своих судах и экспедициях не писали, хотя отделы флота есть во всех ведомственных организациях бассейна. Как оказалось, после Г.М.Бирюлина («Беседы о море» 1968 г.) никто не смог написать что-либо достойное не только о самом большом исследовательском флоте страны, но и о работе дальневосточных океанографов.

Об экспедициях на судах книг написано довольно много. Образцом является двухтомная книга Ф.Нансена «Фрам в полярном море». В ней, кроме описания самой экспедиции, есть схема судна, основные его характеристики и состав участников.

Отечественные книги об экспедициях содержат меньше полезной информации и больше эмоций. Например, о первой экспедиции, в которой я участвовал (6-й рейс НИС «Дмитрий Менделеев») одновременно было опубликовано несколько книг. Среди них:

Наумов Д.В. На островах Океании. М., Наука, 1975, 167 с.

Бутинов Н.А. Путь к берегу Маклая. Хабаровск, Хаб. кн. изд. 1975, 304 с.

Аксенов А.А., Белоусов И.М. Загадки Океании. М., Мысль, 1975, 156 с.

Но в них нет схемы судна, его характеристик, состава команды, оборудования, хронологии рейса, того, что есть в книге Ф. Нансена.

Под номером 10 – В.Д. Пудов (эта фотография- из его Архива). Остальные номера раскрыты в Приложении.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

Фильмов, в которых использовались или упоминались исследовательские суда, немного. Был голливудский «Вирус» в котором действие происходит на советском океанографическом судне, покинутом экипажем. Для съёмок использовали американское судно космической связи «Генерал Хойт С. Ванденберг».

Среди советских фильмов, так или иначе связанных с темой исследовательских судов, следует отметить следующие:

«Тайна вечной ночи» (Мосфильм, 1955);

«Челюскинцы» (Ленфильм, 1984);

«Внимание, цунами» (Одесская студия, 1969);

«Сокровища пылающих скал» (студия Довженко, 1969);

«Рокировка в длинную сторону» (Ленфильм, 1970);

«Пароль не нужен» (студия Горького, 1967);

«Гиперболоид инженера Гарина (1965).

Отечественные фильмы заслуживают описания особенностей сюжета, связанных с появлением исследовательского судна и описания судна.

«Тайна вечной ночи».

1955 г. Мосфильм. Режиссер: Дмитрий Васильев. Сценарист Игорь Луковский.

Действующие лица и актёры.

Ученый Денисов(И.Переверзев)- простой советский океанограф. Радиоактивности не боится. Любит собаку. Когда собака умерла от лучевой болезни, Денисов тоже ослеп. Но, благодаря советской медицине, он потом прозрел. Собака не прозрела.

Русанов (К. Барташевич)- директор института, хороший человек.

Мнрцалов (М. Астангов)- профессор медицины, тоже хороший человек- совсем не боится радиоактивности.

Учёный Лаврентьев (А. Ячницкий)- нехороший человек, интриган и трус. Боится идти в очаг радиоактивности. Получает по заслугам — Леночка его не залюбила.

Данута Столярская — Леночка, ассистент (лаборант), любит Денисова в перерывах между работой.

Сюжет.

Сюжет совершенно не похож на реальное событие – катастрофическое цунами 1952 г., которое смыло Северо-Курильск и погубило несколько тысяч его жителей.

12 мая у о. Грозный произошло землетрясение. При этом погиб иностранный батискаф. Вероятно, затонуло и американское судно (не чудом же появился у советского острова батискаф. Вопросом, кто же разрешил иностранному судну работать в особом районе СССР, не задаётся ни диктор на радио, ни советские функционеры. Пограничников на этих рубежах совсем не видно. Вот те на: в советских водах работало и затонуло американское судно. Судя по всему, без согласования с властями. А это никого не волнует, пограничников с работы не снимают и спасшихся никто не ищет…

Американский учёный (из «института исследования океанских глубин») Флойд затонул вместе с батискафом и с судном- носителем. Перед смертью он наговорил на магнитную запись своей горькой судьбы. Тяжела участь американских учёных, вынужденных тайком работать в советских водах.

14 мая пришла волна цунами. Что она сделала, можно догадаться. 3 сентября (через 4 месяца после цунами) к месту катастрофы, наконец, прибыло советское исследовательское судно.

В кино цунами не смогло сломать мареограф (режиссёр поместил его в метеобудку) на берегу моря. Метеоплощадка, почему-то имеется и на территории больницы.

Землетрясение выбрасывает на ближайший остров глубоководные растения, которые испускают радиоактивность. Зрителю предлагается поверить, что радиоактивность видима – имеет вид белого тумана или газового облака. От этих растений рентгены получил Учёный- океанограф и его верный пёс.

Придонные радиоактивные растения почему-то содержат «эликсир жизни» – атлантий. «Атлантий» – не по названию океана (дело происходит в СЗ части Тихого океана), а по имени могучего титана. Атлантий лечит болезни, вызванные радиоактивностью. Как, непонятно. Просто лечит.

Учёного вызвали в его Институт (океанографии Академии наук) и для этого послали вертолёт. В институте на подоконнике- модель большого исследовательского судна – т.е. институт владел, как минимум, одним судном.

Институт океанографии расположен в 2 часах лёта (вертолёта) от острова Грозный. При скорости 200-300км/ч это мог быть Петропавловск-Камчатский или Южно-Сахалинск.

Вертолёт двухэтажный- пилот в полёте влазит в салон откуда-то сверху.

В вертолёте – как минимум 3 пустых места – раненых на нём вывозить в областной центр не стали. То ли вертолётов было много, то ли раненых совсем не было… Зато Учёный захватил свою ослепшую собаку. И, хотя он ослеп (то видит, то не видит), он должен идти в экспедицию к своему острову – оказалось, что кроме его, никто батискафом управлять не умеет. Или не хочет.

Организована экспедиция, но не спасательная (обитатели острова Грозный нуждаются после цунами во всём; да и коллеги Флойда могут быть ещё живы на диких берегах). Но о них и речи нет. Экспедиция на НИС АН СССР «Байкал» должна срочно опустить батискаф на глубину более 5 км и надёргать там придонного чеснока, содержащего атлантий – эликсира жизни, от которого слепнущий Учёный сразу же избавится от лучевой болезни. Откуда Учёный взял, что радиоактивный атлантий может лечить от радиоактивности, известно: подобное всегда лечили подобным.

Учёные спешат в экспедицию: через три месяца атлантий разделится пополам и будет менее радиоактивным.

Вообще-то они опоздали: цунами произошло 14 мая (год не назван), а судно прибыло к острову 3 сентября. Но кто же из зрителей будет считать дни ?

Под видом океанографического судна («Байкал») зрителям подсунули судно гидрографическое. Чтобы поднять на его борт небольшой аварийный буй спускают на воду шлюпку, хотя с борта это можно было бы сделать быстрее. Этот «Байкал», судя и по другим поступкам экипажа, – скорее, пассажирское судно. Так, вместо работы экипаж стоит и слушает (у единственного динамика) драматический репортаж с батискафа.

Никто из зрителей не задумывается, что огромные каюты и лаборатории, как и просторное пространство внутри батискафа – плод фантазии режиссёра.

Спор обитателей батискафа (нужно ли погружаться при возрастании радиоактивности с глубиной) в жизни настоящих учёных просто невозможен. Да и настоящее институтское начальство никогда не позволило бы рисковать батискафом. Однако киношный Герой знает: период полураспада- короткий (3 месяца) и потому нужно спешить. Зато отрицательный герой трусливо требует немедленно прекратить спуск батискафа, так как радиоактивность растёт. Положительный герой, дав отрицательному по шее, смело лезет в пекло радиоактивности.

Батискаф запускается изнутри судна, а всплывает почему-то вдали от него. Тем самым создана проблема его возвращения на берег. Снятое в фильме судно не имеет кранбалок и лебёдок. Без них невозможно опустить/поднять на борт свой батискаф (а в фильме он втрое большего размера, чем катер). Но технические проблемы не должны отвлекать зрителя от главного: мосфильмовские девушки не любят трусливого учёного, а любят радиоактивного.

.

«Челюскинцы». 1984. Режиссер: М.Ершов. Актеры: А.Лазарев, П.Вельяминов, С.Морозов, В.Павлов.

Историю утопления новейшего научно-экспедиционного судна, уже приписанного к владивостокскому отделению Севморпути и необычную по расходам на спасательную операцию знают все и давно. Фильм ничего к этому не добавил. Это- агитка, в которой актёры не играют, а озвучивают текст от автора. Сценаристы представляют работу на судне, как непрерывные разговоры. Ходят по палубе и говорят, стоят или сидят, но говорят… И не работают. Никогда : ни на остановках, ни на переходах. Даже гидрологи не работают- что на исследовательском судне совершенно невозможно. А, известно, что во время неудачного перехода было сделано несколько десятков гидрологических станций.

Настоящий "Челюскин" был низкобортным, а снятое в фильме судно имеет большую высоту борта. Как пассажиры смогли бы спуститься с такого судна на лёд ? При эвакуации с высокобортного судна число жертв было бы большим.

Внимание, цунами! 1969. Режиссер: Г. Юнгвальд-Хилькевич. Сценарист – И.Старков.

«Пост оповещения» в Тихом океане. «Там на берег часто обрушиваются цунами». Семь военных моряков. Среди них – молодой ученый и врач.
Среди актёров – Г.Юматов; В.Зубков; Ю.Боголюбов; Т.Чернова.

Фильм интересен тем, что пост, относящийся к Гидрографической службе, не посещается судами снабжения (гидрографическими судами).

Сокровища пылающих скал. 1969. Режиссер: Е. Шерстобитов.

Сценарий – Герцель Новогрудский, Е. Шерстобитов.

Траулер со слипом. Вроде «Профессора Дерюгина». Никто на борту не работает.

Рокировка в длинную сторону 1969. Режиссер: В. Григорьев.

Актеры: А. Демьяненко, А. Масюлис, И. Вавилова, П. Луспекаев, О. Корнич, М. Екатерининский, Г. Полока, С. Космаускас

Молодой биолог (А. Демьяненко) в море встречается с вражеским вербовщиком. Для этого ему спускают с судна катер и он на нём уходит за горизонт. Вербовщику – хуже: он долго гребёт от подводной лодки (на псн) к месту встречи.

Съёмки проводились на борту «Персея-3». Батометр с водой учёный приносит в (сухую !) лабораторию и кладёт на стол плашмя (!). Такого сердце гидролога не выдержит и я А. Демьяненко не залюбил.

Пароль не нужен. 1967. Режиссер Б. Григорьев. Сценарист Ю. Семёнов

Актеры Н. Губенко, Р.Нахапетов, М. Глузский, И. Дмитриев, Э. Бредун, С. Хитров.

Сюжет нам совсем не интересен. Но в сцене покидания разведчиком Владивостока (на судне «Апостол», без указания какой именно) использовано реальное исследовательское судно – одесский НИСП «Пассат».

Гиперболоид инженера Гарина. 1965.

Режиссер: Александр Гинцбург.

Актеры: Е.Евстигнеев, В.Сафонов, М.Астангов, Ю.Саранцев, В.Чекмарёв.

Затонувшая в шторм яхта «Аризона» – НИС «Московский университет».

7.6. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА НА МОНЕТАХ, МАРКАХ, СПИЧЕЧНЫХ ЭТИКЕТКАХ И ЗНАЧКАХ

МОНЕТЫ

Единственная в этом роде монета выпущена в 1996 г. в серии, посвящённой 300-летнему юбилею российского флота. Она – не редкая (тираж – 100 тысяч) и не ценная (никель, номинал 20 рублей). На ней изображено судно космической связи «Космонавт Юрий Гагарин», но подпись на монете – безымянна: «научно-исследовательское судно».

Монета из серии «300-летие российского флота».

МАРКИ

Все марки с исследовательскими судами не относятся к редким: у всех – большой тираж ( у последних – даже 5-8 млн.). Но нам они дороги.

1. Первая марка с исследовательским судном выпущена в 1958 в серии из трёх, посвящённых международному геофизическому году («геомагнетизм», «изучение полярных сияний», радиотеодолит «Малахит»). Первая (номиналом в 40 копеек) содержала рисунок шхуны «Заря». Тираж марки составлял 1.5 миллиона.

2. Следующая серия, посвящённая «международному геофизическому сотрудничеству» 1959 года, содержала уже 4 марки («гляциология», «океанология», «Антарктида», «ракетные исследования (атмосферы)»). «Океанологию» иллюстрировал рисунок НИС «Витязь». Художник немного опустил имя судна (до уровня клюза) и покрасил его ниже ватерлинии в красный цвет (такой же, как на дымовой трубе). Полубак существенно удлинён относительно основной палубы. Номинал марки – 25 копеек, а тираж – 2.5 миллиона.

Первые марки с исследовательскими судами (1958 и 1959 гг.).

Других старых (довоенных «Андрея Первозванного» и «Персея» или послевоенных «Михаила Ломоносова», «Экватора» или логгеров) исследовательских судов на советских марках не было никогда.

3. В декабре 1979 года была напечатана красочная серия из 6 марок, посвящённая исследовательским судам под названием «Научно-исследовательский флот СССР». Правильнее было бы назвать её «исследовательский флот Академии наук СССР», так как большинство (пять из шести) изображённых судов относились к Академии наук. Исследовательских судов у военного, рыбного и геологического ведомств, судя по этим маркам, как бы и не было. Тираж марок был необычно большим (4.9—8.2 млн.). Самая дешёвая (1 коп) марка содержала рисунок самого малого (по водоизмещению) НИС «Вулканолог» (отечественного производства). Марка с «Профессором Богоровым» (тоже – Дальневосточного отделения Академии наук) была оценёна в 2 копейки. «Эрнст Кренкель» (4 копейки) – научно-исследовательское судно погоды Одесского отделения ГОИН). «Космонавт Владислав Волков» (6 коп) и «Космонавт Юрий Гагарин» (10 коп) – суда ОМЭР АН СССР. «Академик Курчатов (15 коп) – исследовательское судно Института океанологии АН СССР.

Судя по тому, что номинал марки с изображением НИС «Академик Курчатов» выше, чем у марки с изображением НИС «Космонавт Юрий Гагарин», флагманом исследовательского флота Страны предложено считать «Курчатов», а не «Гагарин». Сейчас от первого остался только якорь, а от второго- ничего.

Изображения судов сочетались с барельефами лиц, имена которых носили суда. Художник у всех марок – один (А. Аксамит), а печать у всех марок- глубокая.

4. В следующем (1980) году последовала похожая серия марок с изображением исследовательских судов.

В серии отображены 6 самых разных судов («Аю-Даг» – 2коп, «Валериан Урываев» – 3коп, «Михаил Сомов» – 4коп, «Академик Сергей Королёв»- 6коп, «Отто Шмидт» – 10коп, «Академик Мстислав Келдыш» – 15 коп. Выбор судов для обеих серий марок представляется случайным. 3 судна принадлежали к Академии наук, 3 – к Гидрометслужбе, а суда других ведомств создатели серии снова проигнорировали. «Аю-Даг» – старое (1961 г.), ничем не приметное (разве тем, что построено в Варне) бывшее пассажирское судно. «Академик Сергей Королёв» – новое несерийное судно космической связи. «Отто Шмидт» – ремонтно-непригодный экспериментальный ледокол (выведен из эксплуатации уже через 10 лет). «Михаил Сомов» – комплексное судно снабжения антарктических экспедиций.

1980 г. Вторая серия (тоже из 6 марок):

НИС «Аю-даг» (2 коп), Номер по каталогу ЦФА: 5130. 1980, ноябрь.

Слева эмблема научно-исследовательского флота АН СССР.

Рисунок А. Аксамита, гравюра В. Смирнова.

Печать глубокая в сочетании с металлографией.

Рамочная зубцовка 12:11½. Тираж – 7,9 млн.

«Валериан Урываев» (3 коп). Номер по каталогу ЦФА: 5131

Год выпуска: 1980, ноябрь.

Рисунок А. Аксамита, гравюра Н. Буренкина.

Печать глубокая в сочетании с металлографией.

Рамочная зубцовка 12:11½. Тираж – 7,7 млн.

НИС «Михаил Сомов» (4 коп), Номер по каталогу ЦФА: 5132. 1980, ноябрь.

Рисунок А. Аксамита, гравюра И. Мокроусова. Тираж – 7,4 млн.

«Академик Сергей Королев» (6коп), Номер по каталогу ЦФА: 5133

1980, ноябрь . Рисунок А. Аксамита, гравюра М. Сильяновой.

Рамочная зубцовка 12:11½. Тираж – 6,7 млн.

«Отто Шмидт» (10 коп), Номер по каталогу ЦФА: 5134 1980, ноябрь

Рисунок А.М. Аксамита, гравюра И. Мокроусова. Печать глубокая в сочетании с металлографией. Рамочная зубцовка 12:11½. Тираж – 5,6 млн.

«Академик Мстислав Келдыш» (15коп).

Номер по каталогу ЦФА: 5135

Год выпуска: 1980, ноябрь

Рисунок А. Аксамита, гравюра Т. Никитиной.

Печать глубокая в сочетании с металлографией.

Рамочная зубцовка 12:11½. Тираж – 4,9 млн.

Здесь, среди новых почему-то оказалось старое судно «Аю-даг» (болгарской постройки). И снова не представлено ни одного исследовательского судна от рыбаков и от геологов…

5. 1984 - «Челюскин». 50 лет спасательной операции (судно изображено на 2 из 3 марок, номиналом в 6к и 15к).

6. 1986. «Михаил Сомов» «вызволение из льдов в Антарктиде». 2 марки (5 коп и 10 коп) и надпечатка на марке 1980 г.

7. 2000. Третья серия (из 6 марок) вышла уже в новом государстве. На марках этого года исследовательские суда представлены лишь в форме силуэтов. Так на марке с В.Ю. Визе можно угадать ледорез «Литке». Основное место на марках занимают портреты полярников, имена которых присвоены исследовательским судам. На марке с А.Ф. Трешниковым соответствующего силуэта судна нет. Вероятно, потому, что к году его смерти строительство новых исследовательских судов совсем остановилось.

8. Можно подвести ИТОГ. Всего на марках представлено 15 судов:

«Академик Курчатов», «Академик Мстислав Келдыш», «Академик Сергей Королёв», «Аю-Даг», «Валериан Урываев», «Витязь», «Вулканолог», «Заря», «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Юрий Гагарин», «Михаил Сомов», «Отто Шмидт», «Профессор Богоров», «Челюскин», «Эрнст Кренкель».

ОТКРЫТКИ

Пока нам известны только две открытки, выпущенные массовым тиражём, на которых есть изображение исследовательских судов.

Это: Корабль науки «Космонавт Владимир Комаров». И Корабль науки «Академик Сергей Королев».

Причина такого пренебрежения представляется такой: власти не захотели пропагандировать технические достижения страны, что были в СССР.

Известны также открытки с изображением парусников.

СПИЧЕЧНЫЕ ЭТИКЕТКИ.

Тираж их неизвестен. Вероятно, очень много. Хочется верить, что художник обогатился.от потиражных.

1. 1959 год. Первое исследовательское судно (ледокол «Красин») на одной этикетка в серии из девяти: Правда, к научно-исследовательским судам ледокол отнесён (по официальному источнику - Регистровым Книгам морских судов СССР) лишь, начиная с 1976 г.

2. 1959 г. Первая серия: «корабли науки».

Название серии следует считать неудачным: «корабли» всегда были военными, а научные (не имеющие вооружения) – всегда назывались «судами».

В этой серии - 9 изображений исследовательских судов: «А.И. Воейков», «Витязь», «Заря», «Лена», «Обь», «Михаил Ломоносов», «Персей" и ПЛ «Северянка».

К «кораблям науки», почему-то, отнесён также ледокол «Ленин» (вероятно, из-за уникальной энергетической установки).

Неудачен выбор и другого судна: «Лена» (в отличие от «Оби») совершила только один (?) рейс по перевозу грузов и полярников к Антарктиде. Без специального оборудования она, естественно, не проводила попутных измерений в море и не может считаться ни "кораблём науки», ни исследовательским судном.

3. 1960 г. «Корабли науки» - те же 9 судов.

4. 1965 г. «Обь» («дизель-электроход «Обь» во льдах»). 1 этикетка в серии из 9 (серия «Арктика и Антарктида»).

5. 1967 г. «Витязь» и «Академик Курчатов». 2 этикетки (в серии из 5) подарочных спичек.

6. 1974 г. Снова «Корабли науки». Но состав серии из 9 этикеток изменился (заменены «А.И. Воейков», «Персей», «Лена», «Обь», «Ленин», ПЛ «Северянка»): «Заря», «Академик Вернадский», «Космонавт Юрий Гагарин», «Михаил Ломоносов», «Космонавт Владимир Комаров», «Академик Курчатов», «Академик С.Вавилов», «Витязь», «Дмитрий Менделеев».

7. 1984 г. серия «Отечественные суда и корабли».

6 исследовательских судов (в сериях из 9 или 21): «Академик Сергей Королев», «Академик Мстислав Келдыш», «Аю-даг», «Михаил Сомов», «Валериан Урываев», «Отто Шмидт».

8. Подведём Итог: на спичечных этикетках изображались 17 исследовательских судов

(«Аю-даг», «Академик С.Вавилов», «Академик Вернадский»,

«Витязь», «А.И. Воейков», «Космонавт Юрий Гагарин»,

«Заря», «Академик Мстислав Келдыш», «Космонавт Владимир Комаров», «Академик Курчатов», «Михаил Ломоносов», «Дмитрий Менделеев», «Обь», «Персей, «Михаил Сомов», «Валериан Урываев», «Отто Шмидт»)

и одна специальная Подводная Лодка («Северянка»).

На этикетках (как и на марках) нет ни одного судна МинГео/МинГазпрома и есть только два судна МинРыбХоза (оба - нестандартные: исторический «Персей» и экзотическая «Северянка»).

ЗНАЧКИ

Тираж, автор эскиза и завод-изготовитель большинства оригинальных значков неясны. Вероятно, что тираж их ограничен числом экипажа и кратен ста (100, 200, 300).

Немногие из значков трудоёмки в исполнении, большая часть- простая штамповка

с минимальной обработкой (даже эмаль встречается редко). Винтового соединения или фондовых драгметаллов в значках, посвящённых научным судам, не встречалось.

В таблице ниже приведены тексты, написанные на значках.

Таблица 7.1. Легенды на значках

Научно-исследовательское судно «Академик А. КОВАЛЕВСКИЙ»
Научно-исследовательское судно «Академик Алексей КРЫЛОВ»
«Академик Вернадский». корабли науки
корабли науки. «Академик ВЕРНАДСКИЙ»
"Академик Королёв".ДВНИГМИ
корабли науки. «Академик КУРЧАТОВ»
"н/и «Академик КУРЧАТОВ». 1966

Небольшую группу представляют значки юбилейные (посвящённые какому-либо событию).

Таблица 7.2. События на значках.

НИС «академик Вернадский». МГИ. участник кругосветного плавания. 1971-1972
НПС «Академик Книпович». 25. 1989

«Н/И Академик КУРЧАТОВ. 1966»

«Академик КУРЧАТОВ

«Академик Курчатов. Флагман советского научного флота». В чём он флагман и почему об этом нужно напоминать…

«НЭС Академик Мстислав КЕЛДЫШ. Судно базирования ГОА «Мир». Интересно, почему «НЭС», а не «НИС»?

«Академик Николай Андреев. Академик Борис Константинов. АКИН. 1985. 1987». Здесь с датами - неясность: первое сдано в 1986 г., второе- в 1988 г.

«Академик С. Вавилов. Корабли науки».

«Корабли науки. Академик С. ВАВИЛОВ»

«Академик С. Королёв. Корабли Николаева»

«Академик Сергей Королёв»

«Академик ШИРШОВ. 10 лет»

«Академик ШИРШОВ. 15 лет»

«НИС АКАДЕМИК ШУЛЕЙКИН»

«НИСП «Валериан УРЫВАЕВ». 1973. В РК год ввода - 1974.

«Витязь». н/и «Витязь». 1949.

«исследовательское судно Витязь»

«Витязь. Советский экспедиционный океанографический корабль».

«НИС „Гидронавт“. 1977»

«Корабли науки. ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ»

«Заря». 1952-1972 «немагнитная шхуна Заря», «немагнитное судно-шхуна Заря».

«Заря». немагнитная шхуна Академии наук СССР. 1956». Неясен год - судно получено в 1952 г. «Немагнитная шхуна „Заря“. корабли науки»

«немагнитная шхуна „Заря“». «Заря. Парусный флот науки»

«НИС Изумруд»

«научно-исследовательское судно „Изумруд“»

«НИС Исследователь. Океан ЭКСПО 80»

«Корабль космосвязи космонавт Комаров». оригинальное сокращение имени.

«Космонавт Владимир КОМАРОВ. 1969». алюминий

«Космонавт Владимир КОМАРОВ»

«Космонавт Владимир КОМАРОВ. 1967-1971. Учитывая, что судно получено в 1966, это - 5-летний юбилей.

«Корабли науки. Космонавт Вл. КОМАРОВ» Оригинальное сокращение имени судна.

«Космонавт Ю. ГАГАРИН»

«Космонавт Ю. ГАГАРИН»

«Космонавт Юрий ГАГАРИН»

«Космонавт Юрий ГАГАРИН»

«Космонавт Юрий ГАГАРИН»

«научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий ГАГАРИН»

«корабль науки. Космонавт Юрий ГАГАРИН»

«Корабли науки. Космонавт Юр. ГАГАРИН» Оригинальное название.

«Юрий Гагарин». Название судна сокращено.

«Ледокол „Красин“. 1916». Но во всех регистрах - 1917 г.?

«Маршал КРЫЛОВ

«МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ. ВОКРУГ СВЕТА»

«Михаил ЛОМОНОСОВ. 25 - 1982. МГИ АН УССР

«Корабли науки. Михаил ЛОМОНОСОВ

«Физико-океанографический корабль АН СССР МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ. 1957 г.»

«НЭС МИХАИЛ СОМОВ»

«Дизель-электроход „МИХАИЛ СОМОВ“. 1975».

«Морской Геофизик. ДВО АН СССР. 1990 - 15 лет.

«Дизель-электроход АН СССР „Обь“. 1955». Но судно сдано (перестроено) в 1954 г. и принадлежало не Академии наук, а ММФ.

«НИСП «Океан 10 лет». самый дорогой по исполнению значок (Сингапур, два варианта).

«НИСП ПРИЛИВ. 1969-1979. Х».

«НИСП ПРИЛИВ. 15 лет»

«первое исследовательское судно Персей».

«Персей- первое советское научно-исследовательское судно-1922 г. ОШИБКА: судно сдано 1.2.1923.

«Пётр ЛЕБЕДЕВ. Сергей ВАВИЛОВ. Академия наук СССР.

«НИС ПОИСК.1974». Редкий значок.

«ПОЛЮС. 1962-1987». «ПОЛЮС. ХХ»

«НИСП ПРИЛИВ. 1969-1979. Х». «НИСП ПРИЛИВ. 15 лет»

«НИС ПРОФЕССОР ВИЗЕ»

«НИС ПРОФЕССОР ЗУБОВ

«НИСП РУДОЛЬФ САМОЙЛОВИЧ»

«океанографическое судно СЕДОВ». океанографическим оно никогда не было.

«НИС Эксперимент. МГУ».

ИТОГ. Известны 75 значков 40 исследовательских судов:

«Академик А.КОВАЛЕВСКИЙ», «Академик Алексей КРЫЛОВ», «академик ВЕРНАДСКИЙ», «Академик Книпович», «Академик КОРОЛЁВ», «Академик КУРЧАТОВ»,

«Академик Мстислав КЕЛДЫШ», «академик Николай Андреев», «Академик Борис КОНСТАНТИНОВ», «академик С.ВАВИЛОВ», «академик Сергей КОРОЛЁВ»,

«Академик ШИРШОВ», «Академик ШУЛЕЙКИН»,

«НИСП «Валериан УРЫВАЕВ», «Витязь», «Гидронавт», «Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ»,

«Заря», «Изумруд», «Исследователь», «космонавт Владимир КОМАРОВ»,

«Космонавт Юрий ГАГАРИН», «КРАСИН», «Маршал КРЫЛОВ», «Михаил ЛОМОНОСОВ»,

«Михаил СОМОВ», «Морской Геофизик», «Обь», «Океан», «Персей», «Пётр ЛЕБЕДЕВ»,

«Сергей ВАВИЛОВ», «Поиск», «Полюс», «Прилив», «Профессор ВИЗЕ»,

«Профессор ЗУБОВ», «Рудольф САМОЙЛОВИЧ»,

«СЕДОВ», «Эксперимент».

Наиболее часто значки выпускали для «космонавта Юрия Гагарина»,

«Космонавта Владимира Комарова», «Зари», «Витязя" и «Академика Курчатова».

Лишь НИСП «Волна» из судов ДВНИГМИ не выпустила свой значок. Хотя, полагаем, многие значки нам просто неизвестны.

http://phillumeny.onego.ru/labels/russian/ships/page7/page7big1_r.html

Текст на этикетке: Учебное парусное судно «Крузенштерн»
Отечественные суда и корабли. Спич. фабрика г. Череповец
ГОСТ 1820-77    ц. 1 к. Размер этикеток 3/4 (47x34 мм)

Ледокольный пароход «Г. Седов»
Отечественные суда и корабли
Череповецкая спичечная фабрика, ориентировочно 1977-80 гг.

Текст на этикетке:
Ледокольный пароход «Г. Седов»
Отечественные суда и корабли
Спич. фабрика г. Череповец
ГОСТ 1820-77 ц. 1 к.

Размер этикеток 3/4 (47x34 мм)

Отечественные суда и корабли
Череповецкая спичечная фабрика, ориентировочно 1977-80 гг.

https://yandex.ru/images/search?text=суда на спичечных этикетках&img_url=http%3A%2F%2Fcp12.nevsepic.com.ua%2F79-1%2F1355

http://savok.name/1007-korabli_nauki.html