Исследовательские суда СССР строились не только на иностранных заводах, не только в Николаеве и Херсоне, но и на большинстве отечественных заводов.
Суда строились по предварительно созданным отечественным проектам. Единственным исследовательским судном, построенным в СССР без соответствующих проекта и финансирования, был архангельский «Персей» (1923).
Проекты, по которым строились суда на небольших заводах, редко создавались собственными Конструкторскими Бюро. Проектная документация поступала от более мощных специальных КБ. То есть на небольших верфях суда обычно строились по типовым проектам и редко модифицировались. По похожим фотографиям исследовательских судов можно выделить удачные проекты. Так по проекту 5023М было построено 24 исследовательских судна. По некоторым проектам были построены только единичные суда. Среди таких судов — не только большие «Космонавт Юрий Гагарин», «Михаил Сомов» и «Академик Алексей Крылов», но и маленькие «Опыт» и «Аякс».
Оригинальное оборудование для исследовательских судов (например, П-рама, рельсовая тележка или контейнерная лаборатория), в основном, были изобретены за границей. Лучшие мировые изобретения обычно появлялись и на отечественных судах.
Информация о заводах-строителях исследовательских судов и о проектах, по которым они строились, не отражалась в Регистровых Книгах морских судов СССР. Вообще, эти сведения публиковались редко и скудно. Эти сведения имелись лишь в публикациях о судах рыбного ведомства.
Обычно в Регистровых книгах упоминалась только страна, где располагался судостроительный завод. В единственной Регистрационной книге (РК-82) указан также город, в котором расположен неизвестный судостроительный завод, который сотворил данное судно по неизвестному проекту. Вероятно, 30 лет назад это было секретом, так как это издание имело гриф ДСП.
Более полные сведения приводились только для судов Рыбного ведомства (Флот рыбной промышленности, 1960; 1972; 1979; 1990; 2008). Но и в них часто приводились не все сведения. Например (рис. 3.1б), оставалось догадываться (интернета ещё не было), в каком городе расположен ССЗ «Ленинская Кузница» (правильный ответ — Киев, а не Мурманск).
Названия судов и номера проектов в описании ниже опущены. Есть некоторое несоответствие между общим списком и числом судов, суммированных здесь (общий список содержит самые последние сведения и непрерывно уточняется).
3.1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАВОДЫ, ГДЕ СТРОИЛИСЬ СЕРИЙНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА
Серийные исследовательские суда страны строились на 30 советских заводах.
Заводы, на которых строились единичные суда многочисленны, но ниже не отражены.
Использованы следующие обозначения для подтипов исследовательских судов:
- ГС — гидрографическое судно Министерства обороны;
- НИС — научно-исследовательское судно;
- НПС — научно-поисковое судно;
- СГР — судно геофизизической разведки;
- СКС — судно космической связи;
- НЭС — судно снабжения;
- ССЗ — судостроительный завод;
- СРЗ — судоремонтный завод.
3.1.1. ССЗ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ
1. Невский ССЗ (СПб) построил 2 ГС для работы в Арктике (1909 г.).
2. Адмиралтейский ССЗ (СПб) построил 13 ГС в 1936-37 гг., 1957 г. и 2 судна космической связи (СКС)- в 1983 и 1990 гг.
3. ССЗ им. Жданова (СПб) построил 1 ГС в 1938 г.
10 судов обеспечения космической связи в 1963-1968 гг., 4 гидрографических и 1 исследовательский ледокол в 1965-1979 гг.;
4. Балтийский ССЗ (СПб) — 3 ГС в 1939 г. и 1 СКС в 1971 г.
5. Выборгский ССЗ — 6 СКС в 1965-1967 гг.
6. ССЗ «Янтарь» (Калининград) — 2 ГС в 2012-2013 гг.
7. Рижский СРЗ — 3 НИС в 1955, 1956, 1960 гг.
8. ССЗ «Балтия»(Клайпеда) — 2 ГС, 5НПС/СГР в 1958-1960 г., более 5 НПС в 1981-1985 гг.
3.1.2. ССЗ НА ЧЁРНОМ МОРЕ
9. СевМорЗавод (Севастополь) создал только 1 ГС («Невельской») в 1961 г.
10. Херсонский ССЗ построил 1 НИС в 1963 г., 2 СКС (1962, 1967), 7 научно-промысловых судов (НПС) в 1967-1973 гг., 1 судно снабжения (нэс) в 1974 г., 2 судна геофизической разведки (СГР) в 1996-1998 г.
11. Черноморский ССЗ (Николаев) построил 2 НИС (1959-1960 гг.), 1 СКС (1970), 8 НПС (1958, 1964-1967, 1977-1978); 12сгр и НПС (1974-1992).
12. ССЗ «Океан» (Николаев)- 4нис (1970, 1981, 1985,1988).
13. Азовский ССЗ (Таганрог) — 1СГР.
14. ССЗ «Ленинская Кузница» (Киев) — 25 ГС в 1952-1958 гг., 4 НИС (1963-1964), более 5 НПС (1971, 1978-1987).
3.1.3. ССЗ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ СТРАНЫ
15. ССЗ «Красная Кузница» (Архангельск) — 2 НПС в 1922 и 1977.
16. ССЗ «Авангард»(Петрозаводск) — 1 нис (1959), 3 нпс (1983, 1984, 1996).
17. Мурманская судоверфь — 2 НПС в 1952-1953 гг.
3.1.4. ССЗ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СТРАНЫ
18. ССЗ «Красное Сормово» (Горький) — 1 подводная лодка (1952).
19. ССЗ «Вымпел» (Рыбннск) — десятки ГПБ в 1966-1977 гг., 3 ГС в 1993-2005, 2010 гг.
20. Астраханский ССЗ -1 НИС в 2001 г.
21. Волгоградский ССЗ — 5 НПС в 1972, 1977-1981 гг.
22. Ярославский ССЗ — 7 НПС, НИС, СГР 1964-1985 гг., 1 ГС в 1987 г.
23. Московский ССЗ — 3 НИС в 1968 г.
24. Сосновский ССЗ — 1 НИС в 1981 г.
25. ССЗ им. Стуруа (Баку) — 3 НИС — в 1959 г.
26. Великоустюгский ССЗ — 1 НИС в 1991 г.
3.1.5. ССЗ В ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ СТРАНЫ
27. Хабаровский ССЗ — 27 НИС, НПС (1952, 1954, 1967, 1968, 1974-1995).
28. Николаевский-на-Амуре ССЗ выпустил 4 НПС в 1995-1998 гг.
29. Байкальский ССЗ (Улан-Удэ) построил только 1 НИС в 2001 г.
30. Сретенский ССЗ (Кокуй)- 37 НИС, СГР, НПС в 1969-1986 г.
Здесь учтены (отнесены к исследовательским) только некоторые гидрографические суда. Но и без них отечественные верфи построили около 200 судов (по предварительному исчислению — 186), которые с самого начала или после переоборудования были использованы как исследовательские. Значительная их часть была построена в «худые» (80-е) годы прошлого века, когда доходы от экспорта нефти и газа резко сократились. Тогда возникла большая задолженность СССР перед судостроителями ГДР и ПНР.
Стоимость труда судостроителей в СССР и «странах народной демократии» отличалась в разы и строить суда в СССР потому всегда было выгоднее. Но только отрицательный баланс в расчётах заставил чиновников перенести часть заказов исследовательских судов на отечественные заводы.
Но большинство исследовательских судов Страны было построено за границей Страны в «жирные» годы.
Ниже дано распределение исследовательских судов Страны по странам и заводам происхождения (большинство несерийных судов опущены).
3.2. ИНОСТРАННЫЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ, НА КОТОРЫХ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА
Заказами серий исследовательских судов СССР развило 22 иностранных завода.
3.2.1. БОЛГАРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
1. Варна, ССЗ им. Георгия Димитрова- 2 НИС в 1961-1962 гг.
3.2.2. ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
1. Будапешт, ССЗ «Георгиу Деж»-7 ГС в 1949-1957 гг.
Почему завод в Венгрии носит имя румына, неясно.
Рис. 3-3. Гс «Ульяна Громова» на стапеле
3.2.3. ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
1. ССЗ «Нептун»(Росток) — 1 НИС в 1957 г.,
3 ЭОС в 1962-1964 гг.
2. «Матиас Тезен верфт» (Висмар) — 11 НИС (1966-1973),
1 НПС (1970).
3. «Варноверфт» (Варнембнде) — 2 СКС (1963).
4. Штральзунд. «Фольксверфт» (Штральзунд) — * ГС типа «Логгер» (1952-1958),
3 НПС (1960), 1 СГР (1962), 5 НИС и НПС (1962-1966), 9 (?) НПС (1970-1976),
3 НПС (1983 — 1985), 9 (?) НПС (1978-1982), 12 НПС в 1987 г.
Рис. 3-4. НИС «Академик Королёв» на стапеле
5. «Эльбеверфт» (Бойценбург) — *НПС типа «Логгер» (1949-1951),
2 НИС в 1956 г.
6. «Росслауер шиффсверфт» (Росслау) — *НИС типа «Логгер» (1949).
7. «Яхтверф» (Берлин) — 10(?) тралботов.
3.2.4. ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
1. «Сточня Щецинская им. Адольфа Варского» (Щецин)-
11 ГС типа «Николай Зубов» (пр.850) — в 1964-1967 гг.;
9 НИС типа «Пассат» (пр.В88) — в 1968-1971 гг.;
6 ГС типа «Академик Крылов» (пр.852) — в 1974-1979 гг.;
3 НИС типа «Витязь» (пр.В86) — в 1981-1983 гг.;
9 НИС типа «Академик Ферсман» (пр.В93) — в 1986-1988 гг.;
2. «Сточня Полночни им. Бохатерев Вестерпляти» (Гданьск)-
Часть из 16 ГС типа «Азимут» (пр.860) — в 1962-1965 гг.;
Часть из 14 ГС пр.870 — в 1968-1970 гг.;
Часть из 29 ГС типа «Арктика» (пр.861) — в 1967-1973 гг.;
Часть из 18 ГС пр.871 — в 1970-1974 гг.;
2 НИС типа «Профессор Сергей Дорофеев» (пр.В422) — в 1976-1977 гг.;
Часть из 18 ГС типа «Юг» (пр.862) — в 1977-1983 г.;
Часть из 23 ГС пр.872 — в 1978-1983 г.
2 ГС типа «Сибиряков» (пр.865) — в 1990-1991 гг.
3. «Сточня Гданьска» (Гданьск) — 1 НИС «Батайск» (пр.В31) — в 1955 г.;
4 СКС типа «Спасск» (пр.1128, 1129) — в 1957-1959 гг.
4. ССЗ «Висла» (Гданьск) — НИС «Академик Мир-Касимов» (пр.722), 1970 г.;
1 НИС «Иверия» (пр.2852) — в 1983 г.;
5 СГР типа MSG — в 1986-1989 г.
5. «Сточня им. Комуни Парискей» (Гдыня) — 5 ГС (пр.В53) — в 1952-1956 г.
6. ССЗ «Устка» (Устка) — 3 НИС типа «Леда» (пр.В275) — в 1984 г.
3.2.5. ФИНЛЯНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА
1. ССЗ «Раума-Репола»(Раума) — 2 СГР типа «Бавенит» — в 1986 г.;
1 НИС «Академик Федоров» — в 1987 г.;
1 СКС «Аксай» (пр.6404) — в 1961 г.
2. ССЗ «Раума-Репола» (Саволинна) — 2 ГС типа «Айристо» — в 1985 г.;
2 НИС типа «Профессор Федынский» — в 1989 г.
3. Турку «Лайватеоллисуус» (Турку) — 2 НИС типа «Коралл» — в 1950-1952 г.;
7 ГС типа «Белек» (пр.220) — в 1953-1957 г.;
12 ГС типа «Меридиан» — в 1958-1959 г.;
10 НИС типа «Академик Шулейкин» (пр.637) — в 1982-1984 г.;
1 НИС типа «Дмитрий Овцын» (пр.430) — в 1976 г.;
7 НИС типа «Вадим Попов» (пр.655) — в 1986-1991 гг.
4. «Лайватеоллисуус» (Або) — 18 НИС типа «Дмитрий Овцын» (пр.430) в 1974-1978 гг.;
5. «Холлинг» (Раума) — 1 НИС «Академик Мстислав Келдыш» (пр.4600) в 1980 г.;
4 НИС типа «Академик Борис Петров» (пр.4630) — в 1984-1985 гг.;
2 НИС типа «Академик Сергей Вавилов» (пр.2788) — в 1988-1989 гг.;
3 НИС типа «Алексей Марышев» — в 1990-1991 гг.
6. ССЗ «Крейтон-Вулкан» (Або) — 2 НИС типа «Петр Лебедев» (пр.221, 222) — в 1957 гг.;
1 СКС типа «Архангельск» — в 1959 г.
Рабочая документация на суда, построенные в Германской Демократической Республике (ГДР) и в Финляндской Республике (ФР), предоставлялась на русском языке. Но суда польской постройки сопровождались документацией только на польском языке (Никольский, 2007). Кто согласился с таким пренебрежением правами отечественного заказчика, пока неясно. Но такое отношение к государству не было случайным.
3.3. ПЕРЕГОНЫ И РЕМОНТ
Массовыми, непрерывными и долговременными советскими заказами было восстановлено и развито судостроение в ГДР, ПНР и Финляндии. Там строились (среди прочего) исследовательские суда не только для организаций в европейской части Страны, но и для дальневосточных. Это было ошибкой. Вместо строительства собственного судостроительного завода, например, в Находке (если уж существующие судостроительные заводы в Хабаровске и Владивостоке были заняты), десятки и сотни судов заказывались в других государствах. Ошибочный выбор места строительства исследовательских судов для мореведческих организаций восточной части Страны обусловил непроизводительные потери судового времени с самого момента приёмки судна. И, если бы следствием этого был только один переход из Балтийского моря в Японское… Нет. верфи оговорили гарантийный ремонт через год, так что не успевало судно прийти во Владивосток, как надо было снова идти назад, через три океана. И снова без работ. Суда, построенные в отечестве («А.И. Воейков» и «Ю.М. Шокальский»), на гарантийный ремонт в Николаев не ходили.
Рассмотрим примеры таких бесполезных переходов судов ДВНИГМИ (аналогичные потери несли суда всех других институтов).
НИС «Волна» было построено в Польше в декабре 1968. Первый рейс — перегонный во Владивосток — состоялся только через два месяца — судно дооборудовалось в Севастополе. Первый рабочий рейс (двухмесячный) состоялся из Владивостока только через 1,5 года после поднятия флага. И сразу после единственного рабочего рейса судно пошло в Польшу на «гарантийный ремонт», который длился три месяца. Так что второй рабочий рейс «Волны» из Владивостока состоялся ещё через год.
НИС «Прилив» был сдан заказчику в мае 1969 г., во Владивосток прибыл лишь в мае 1970 г., но уже в январе 1971 г. пошёл безработной дорогой через три океана в Балтийское море.
НИС «Океан» поднял флаг в декабре 1969. А во Владивосток пришёл лишь в январе 1971 г.
НИС «Прибой» сдан заказчику в ноябре 1969 г., а во Владивосток пришёл только в ноябре 1970 г.
Такие же потери судового времени были у судов, построенных в ГДР и Финляндии.
«Академик Ширшов» сдан заказчику в 1967 г., пришёл во Владивосток в марте 1968 г., в марте 1970 г. ушёл в Германию и вернулся только в январе 1971 г.
«Академик Королёв» подняло флаг и ушло с верфи в конце 1967 г., но первый рейс — перегонный (без работ) состоялся только через полгода — в июле 1968 г. Судно едва пришло во Владивосток, сделало коротенький (2 месяца) рейс и пошло через три океана, в Балтийское море. И, конечно, без работ (с полноценными работами перегон занял бы вдвое большее время).
НИС «Профессор Хромов» было построено и сдано заказчику 24 марта 1983 г., 23 апреля направился во Владивосток, а уже 2 декабря вышло из Владивостока в Турку. Так и это судно полтора года тратило ограниченный моторесурс на бесполезные переходы. Его первые рейсы были такими:
1 рейс, 23.04-13.07.1983, 81день — перегон без работ во Владивосток.
2-й рейс состоялся 6.08-5.10.1983 и был рабочим.
3 рейс, 02.12-31.03.1984, 120-дневный перегон в Финляндию.
4 рейс, 27.6-18.10.1984, 114дней — обратный перегон.
НИС «Академик Шокальский» (АШ) был принят заказчиком 30.10.1982, после чего где-то отстаивался 2 месяца. Далее последовали ОДИН рабочий рейс и ТРИ перегонных:
АШ-01 (07.1-18.3.1983, 70 суток) — перегон во Владивосток.
АШ-02 (14.4-18.6.1983, 67 суток) — рабочий рейс.
АШ-03 (27.7-25.10.1983, 89 суток) — перегон на ремонт в Европу.
АШ-04 (20.01-30.03.1984, 69 суток) — обратный перегон.
Ремонт на верфи также был связан с перегонами:
АШ-15 (04.11-16.2.1988, 104 суток) — перегон в Европу;
АШ-16 (14.05-09.09.1988, 118 суток) — обратный перегон.
Перегон за перегоном… Перегоняли Америку и разоряли сами себя. Организации-операторы и ведомства-собственники ничего не могли бы изменить (если бы и хотели). Но в таких рейсах были заинтересованы и экипажи: работы — немного по сравнению с рабочими рейсами, а порты — «выгодные» и необычные.
Такое использование исследовательских судов было крайне убыточным (про возможность использования их в качестве челночных или круизных мы ещё не знали).
Никакого числа судов не хватит Стране при таком неэффективном их использовании.
Неверный выбор завода-строителя обуславливал проблемы и с обычным ремонтом судов. Ремонт исследовательских судов на СРЗ Дальнего Востока был дорогим и долгим. Причин долгого ремонта было несколько, но главная — отсталая инструментальная и станковая база СРЗ. Положение можно было бы изменить вложением денег в отечественные заводы и в инфраструктуру Дальнего Востока. Но правительство СССР непрерывно вкладывало деньги в развитие иностранных судостроительных (и судоремонтных) заводов.
Так что проблемы в экономике Страны были плановыми — вызваны неверной экономической политикой власти: вместо развития своей экономики развивались чужие. Никакая нормальная страна не допустила бы того, чтобы судно год стояло без движения: не работало и не ремонтировалось. А, например, «А.И. Воейков» ШЕСТЬ ЛЕТ — с июня 1975 г. по январь 1982 г. — простоял в ремонте на Дальзаводе. Если сложить самые минимальные потери лишь некоторых судов ДВНИГМИ на затянутый ремонт, то получим 11 лет («судолет») в отстое — см. таблицу ниже.
Таблица 3-1. Потери судового времени на ремонт НИС ДВНИГМИ
Судно | Рейс до ремонта | Рейс — после | Перерыв |
---|---|---|---|
Ю.М. Шокальский | 05 (04-08.1962) | 06(12.63-03.64) | 15 |
А.И. Воейков | 10 (08-11.1963) | 11(11.64-02.65) | 12 |
Ю.М. Шокальский | 21(12.70-04.71) | 22 (01-05.1972) | 08 |
А.И. Воейков | 35 (02-05.1975) | 36 (03-04.1982) | 09 |
Прилив | 34 (10-12.1982) | 35 (10-12.1983) | 09 |
Океан | 38 (09-10.1984) | 39 (05-09.1985) | 06 |
Прилив | 41 (09-11.1985) | 42 (08-09.1986) | 08 |
Прибой | 42 (01-05.1986) | 43(12.86-01.87) | 06 |
Академик_Ширшов | 44 (07-10.1988) | 45 (07-11.1989) | 12 |
Валериан Урываев | 04 (08-09.1984) | 05(11.85-01.86) | 13 |
Прибой | 50 (02-04.1989) | 51 (03-06.1990) | 10 |
Прилив | 52(12.89-03.90) | 53 (04-05.1991) | 12 |
Океан | 53 (07-10.1990) | 54(11.91-01.92) | 12 |
3.4. ПРОЕКТЫ, ПО КОТОРЫМ СТРОИЛИСЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА
Общее число специальных проектов, по которым строились российские исследовательские суда, — около 170. Такое разнообразие не способствовало унификации ремонтных работ, удорожало сам ремонт и усложняло эксплуатацию судов.
Серийное производство обходится дешевле, чем индивидуальное. Но переоборудование некоторых серийных судов (например, лесовозов в суда обеспечения космической связи или зверобойной шхуны в НИС «Заря») обошлось многократно больше стоимости судов исходных. А стоимость некоторых несерийных судов (например, «Веги», «Витязя» или «Михаила Ломоносова») была очень высокой.
Строительство серийных судов могло бы вызвать развитие отечественной судостроительной промышленности на Дальнем Востоке Страны, например, в Находке. Но этого не произошло. Вначале советская сторона хотя бы устанавливала на новые суда специальное оборудование (лебёдки и балки) отечественного производства. Но на судах финской постройки 80-х годов уже и лебёдки были иностранного производства. Любой их ремонт впоследствии требовал иностранных запасных частей, т.е. значительных средств. Поэтому приходилось видеть помощь тросоукладчику досками и висящие банки для сбора масла из гидравлических систем.
Слабым местом отечественного судостроения были отечественные двигатели. Поэтому большинство исследовательских судов, построенных на Дальнем Востоке, оснащены дизелями, построенными в другой части света (в ГДР).
Проекты, по которым строились суда, были отечественными, смешанными или, редко, чисто иностранными.
Имена создателей проектов удачных (например, пр.399) и неудачных (например, пр.В86) малоизвестны. Автором совмещения общих туалетов с общими душами на «судах погоды», вероятно, был польский конструктор.
Неизвестен и тот конструктор (вероятно, финн), что поместил сразу три лебёдки на небольшом кормовом пространстве НИС «Профессор Хромов» и «Павел Гордиенко» (так что для размещения контейнерных лабораторий или буксируемых устройств на корме просто не осталось места).
Обычно известны (и то не полностью) только номера проектов. Проекты ряда судов (обычно, модифицированных) остались неизвестны. Чтобы избежать оглашения номера проекта, серийные суда называли по имени первого судна серии: например, «типа „Алексей Марышев“».
Ниже приведены номера основных проектов, по которым строились исследовательские суда Страны.
Часть единичных судов не учтена. В список включены также некоторые суда, которые лишь предположительно или временно могли быть исследовательскими.
«2+1»- означает, что 2 построено, а один — строился (по состоянию на 2008 г.).
Использованы привычные сокращения типов судов:
ГС — гидрографические суда ГС ВМФ (ГС, ЭОС/ОИС и ГИСУ);
НПС — суда рыбного ведомства, достаточно продолжительное время работавшие для ведомственных учёных и специалистов (НИС, НПС, рпс и пр.);
СГР — суда геофизической/геологической разведки (включая некоторые буровые);
СКС — суда космической связи (а также суда обеспечения, поиска и ретрансляторы).
3.4.1. ПРОЕКТЫ, ПО КОТОРЫМ СТРОИЛИСЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАВОДАХ
1. Пр. СБК-1 (1судно) — НИС «Геолог Приморья». Во Владивостоке (Дальзавод). 1984.
2. Пр. ДТС-2 (1) — СГР «Эксперимент-2». В Светлом (СРЗ). 1974.
3. Пр. 31 (4 судна) — ГС «Норд», «Вест», «Зюйд», «Ост».
Построено в Ленинграде (ССЗ «Судомех») в 1936-1937 гг.
4. Пр. 53 (1) — ГС «Редуктор» в Ленинграде (ССЗ им. А.А. Жданова). 1938 г.
5. Пр. 97 (4) — ГС пр.97Б «Владимир Каврайский», ГС пр. 97Д «Петр Пахтусов», «Георгий Седов», НИС пр.97Н «Отто Шмидт».
Ленинград- Адмиралтейский ССЗ, 1965-1979 гг.
6. Пр. 106 (6) — НИС и СГР «Альфа», «Геофизик-2, 3, 4», «Кибернетика», «Морской геотехник». Херсон (ССЗ им. Коминтерна). 1960-1965.
7. Пр. 122бис (3) — НИС «Гафель», «Московский университет», «Тунец». В Зеленодольске (ССЗ №340) 1948-1950.
8. Пр. 01340(4?) — НИС «Поиск», «Протей», «Профессор Владимир Кузнецов», «Эколог» в Астрахани (Астраханская судоверфь),
Улан-Удэ (Байкальская судостроительная компания). 1988-2001.
9. Пр. 189 (1) — НИС «Шельф-1». Выборг (ССЗ №870). 1957.
10. Пр. 202 (9) — НИС и СГР «Бора», «Имант Судмалис», «Киргиз», «Нерей», «Новатор», «Скорый», «Скромный», «Стройный», «Шквал» в Риге (Рижский СРЗ), Баку (СРЗ им. Вано Стуруа). 1955-1960.
11. Пр. 224М (2) — НИС «А.Е. Воейков», НИС «Ю.М. Шокальский».
Николаев (Черноморский ССЗ). 1959 г.
12. Пр. 229 (2) — НПС Бесядь, НИС Академик Обручев.
В Хабаровске (ССЗ им. Кирова) 1952-1954 гг.
13. Пр. 253ЛП (1) — НИС «Комета». В Ленинграде (ССЗ №370). 1945.
14. Проект 254К (1) — НИС «Ингур». 1957 г.
15. Пр. 255Б (1) — НИС «Адмирал Нахимов» в Рыбинске (ССЗ №341). 1950.
16. Пр. 255К (1) — НИС «Одесский университет» в Рыбинске (ССЗ №341). 1955.
17. Пр. 388 (6) — НИС «Владимир Каманин», «Меткий», «Миклухо-Маклай», «Онда», «Остромитянин», «Юрий Шевченко» в Петрозаводске (Авангард),
Астрахани (Судоверфь им. Кирова),
Хабаровске (ССЗ им. Кирова). 1957-1968.
18. Пр. 388М, 388М-НИС (56) — НИС, СГР и НПС «Агат», «Акванавт», «Амдерма», «Аметист», «Атмосфера», «Базальт», «Берилл», «Борей», «Бриг», «Вега», «Гастелло», «Гатчина», «Георгий Матвейчук», «Геотермик», «Гидролог», «Гранат», «Ильменит», «Картеш», «Кварц», «Леонид Морозов», «Луговое», «Меркурий, «Метан», «Мокша», «Монацит», «Морион», «Неон», «Нептун», «Нива», «Огонь», «Опыт», «Осмотрительный», «Плутон», «Поиск», «Потанино», «Прогноз», «Радон», «Рутил», «Сейсморазведчик», «Талан», «Тантал», «Топаз», «Убежденный», «Уран», «Фатико Гогитидзе», «Цада», «Циркон», «Шельф», «Янтарь», РС-300 №75, РС-300 №76, РС-300 №77, РС-300 №78, РС-300 №79, РС-300 №80 в Кокуе (Сретенский ССЗ),
Астрахани (Судоверфь им. Кирова). 1969-1986.
19. Пр. 391, 391А, 792 (20?) — НИС, НПС и ГС ГС-2-4, 11, 17, 41, 47, 48, 50, 54, 56, 60, 68, 85, «Витязь», «Геофизик», «Грот», «Мгла», «Первенец», «Топседа», «Тайфун» в Киеве (Ленинская кузница), Клайпеде (Балтия), Ленинграде (Судомех), Хабаровске (ССЗ им. Кирова), Китае, 1952-1958.
20. Пр. 393 (8) — СГР и НПС «Бесстрашный», «Гордый», «Дерзкий», «Дивный», «Заметный», «Робкий», «Смелый», «Стерегущий» в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара). 1957-1964.
21. Пр. 394 (4) — НПС «Академик Берг», «Атлант», «Белинский», «Экватор». Переоборудованы в Николаеве (Черноморский ССЗ) 1958-1968.
22. Пр. 394АМ (5) — НПС «Мыс Бабушкина», «Мыс Дальний», «Мыс Тихий», «Мыс Юноны», «Тихоокеанский» в Николаеве (Черноморский ССЗ) 1976-1978.
23. Пр. 394РМ (1) — НПС «Тирасполь» в Клайпеде (Балтия). 1972.
24. Пр. 395 (9) — ГС, НИС и НПС: ГС-43, ГС-55, ГС-62, ГС-64, «Геолог», «Золотица», «Ихтиолог», «Неринга», «Новодвинск» в Киеве (Ленинская кузница) и Клайпеде (Балтия). 1957-1960.
25. Пр. 399 (8) — НПС «Академик Книпович», «Аргус», «Ихтиандр», «Одиссей», «Персей III», «Посейдон», «Профессор Дерюгин», «Скиф» в Николаеве (Черноморский ССЗ) и Херсоне (Херсонский ССЗ). 1964-1973.
26. Пр. 420 (4) — НПС «Дмитрий Песков», «Владимир Сафонов», * * (два — неизвестны) в Николаевске-на-Амуре. 1995-1998 гг.
27. Пр. 04202 (3) — СГР «Изыскатель—1», 2, 3, ?, 1986-1987.
28. Пр. 464 (1) — СГР «Дзинтари» в Севастополе (Севморзавод), 1962.
29. Пр. 502 (27) — НПС «Алаид», «Альтаир», «Альферас», «Антарес» ?, «Ариэль», «Артём», «Атлантида», «Гемма», «Дельфин», «Искатель», «Исследователь», «Корифей», «Космический», «Марлин», «Мерланг», «Николай Маслов», «Прометей», «Процион», «Ракета», «Таманго», «Учёный», «Эклиптика», «СРТМ-8-449», «8-452», «8-455», «8-459», «8-461» в Хабаровске (ССЗ им. Кирова), Киеве (Ленинская кузница), Ярославле и Волгограде, 1963-1972.
30. Пр. 502А (2) — НПС и НИС «Академик Петровский», «Нерица» в Хабаровске (ССЗ им. Кирова). 1965-1970.
31. Пр. 502Г (1) — НПС «Черномор» в Киеве (Ленинская Кузница). 1966.
32. Пр. 502М, 3405 (12) — НПС и НИС «Ахилл», «Аякс», «Долинск», «Еленинск», «Завитинск», «Карачаевск», «Немиров», «Поиск», «Ракитное», «Рубежное», «Тимашевск», «Трубчевск в Хабаровске (ССЗ им. Кирова) и Волгограде. 1969-81
33. Пр. 502Э (3) — НПС (?)«Железняков», «Кавалерово», «Николай Решетняк в Киеве (Ленинская Кузница). 1967-1971
34. Пр. 502ЭМ (29) — НПС и НИС «Азимут», «Антия», «Верещагино», «Горный», «Дончак», «Измайлово», «Исследователь Балтики», «Калмыково», «Керченский комсомолец», «Комета Галлея», «Ленск», «Лесозаводск», «Люблино», «Макшеево», «Мальцево», «Миргород», «Монокристалл», «Новоильинск», «Пермское», «Плёс», «Профессор Пробатов», «Саулкрасты», «Стрельня», «Современник», «Супса», «Тамга», «Танаис», «Углекаменск», «Шурша» в Киеве (Ленинская Кузница) 1978-1987.
35. Пр. 05025РММ (1) — НПС «НИС-5» в Хабаровске. 2006.
36. Пр. 503 (2) — НПС «Гемма», «Нерей» в Ярославле. 1983-1986.
37. Пр. 503М (1) — НИС Вега в Ярославле. 1993.
38. Пр. 503ГОИ (1) — НИС Гидрооптик в Ярославле. 1988.
39. Пр. 05031 (5) — СГР Диабаз», «Диорит», «Кимберлит», «Полигон», «Чараит в Ярославле. 1982-1985
40. Пр. 05032 (3) — НИС Гидробиолог», «Гидронавт», «Рифт в Волгограде. 1977-1981
41. Пр. 513 (1) — НИС Ингур в Керчи (ССЗ №532). 1957.
42. Пр. 514 (1) — ГС Невельской в Севастополе (Севморзавод). 1961.
43. Пр. 535М, 535П (5) — СГР и НИС Аквамарин», «Геофизик», «Гидробиолог», «Гидронавт, Импульс» в Гороховце. 1975-1983.
44. Пр. 550 (1) — НИС «Михаил Сомов» в Херсоне (Херсонский ССЗ). 1974.
45. Пр. 572 (9) — ГПБ и НИС «ГПБ-22», 28, «Алкей», «Волна», «Галс», «Неринга», «Прибой», «Профессор Добрынин», «Радуга» в СССР и Румынии. 1955-1975
46. Пр. 595 (1) — СКС «Бежица в Херсоне (Херсонский ССЗ). 1962.
47. Пр. 596П (8) — СКС «Апшерон», «Баскунчак», «Даурия», «Диксон», «Донбасс», «Севан», «Тамань», «Ямал» в Выборге (Выборгский ССЗ) и Ленинграде (ССЗ им. А.А. Жданова). 1963-1966.
48. Пр. 613 (1) — ПЛ «Северянка в Горьком (Красное Сормово). 1952.
49. Пр. 615 (2) — НПС «Академик Берг», «Профессор Месянцев» на Мурманской судоверфи 1952-53.
50. Пр. 697/3 (3) — НИС, ГС, СГР «Акванавт-2», «Дунай», «Лоцман» в Астрахани (Судоверфь им. Кирова) 1967-1968.
51. Пр. 697ДБ (6) — НИС и НПС «Академик Державин», «Г.Титов», «Профессор Баранов», «Профессор Шарыгин», «Шквал», «Эйзенам» в Астрахани (Судоверфь им. Кирова) 1961-66.
52. Пр. 698 (2) — НПС «Гидробиолог», «Гидрохимик в Архангельске (Красная кузница). 1977-1982.
53. Пр. 718 (1) — «Лев Берг» в Керчи (Залив). 1957?
54. Пр. 728А (2) — «Водоем», «Дельта» в Таллине. 1978
55. Пр. 758Б (1) — «Академик В.А. Коптюг» в Улан-Удэ. 1976
56. Пр. 950 (3) — «Академик Топчиев», «Борок» в Москве. 1968.
57. Пр. 10110НИС (1) — НИС Гидробиолог в Ильичевске (СРЗ). 1992.
58. Пр. 10361 (2) — НИС Диполь, Профессор Павловский в Ленинграде (Пела). 1981-1989.
59. Пр. 10470 (1) — СГР Свияга в Волгограде. 1985
60. Пр. 1282 (2) — НПС Беспокойный, Верный в Петрозаводске (Авангард). 1966-1969.
61. Пр. 1283 (1) — НИС Север в Николаеве (Океан). 1967.
62. Пр. 1288 (4) — НПС и СГР «Бабаевск», «Пионер Николаева», «Пулковский меридиан», «XXVII съезд профсоюзов» в Николаеве (Черноморский ССЗ). 1974-1982.
63. Пр. 12881, 12882, 12883, 12883М (9) — СГР «Академик Александр Карпинский», «Академик Александр Сидоренко», «Геленджик», «Геолог Петр Антропов», «Геолог Ферсман», «Морской геолог», «Профессор Логачев», «Севморгеология», «Южморгеология» в Николаеве (Черноморский ССЗ). 1983-1990.
64. Пр. 1296 (2) — НПС (?) «Братское», «Пярлас» в Петрозаводске (Авангард). 1983-1984.
65. Пр. 12961 (1) — НПС «Исследователь Каспия» в Петрозаводске (Авангард). 1996.
66. Пр. 1328 (1) — НИС «Опыт» в пос. Сосновка (Сосновский ССЗ). 1981.
67. Пр. 1330, 13301 (2) — НИС Орбита», «Циклон. 1981-1990.
68. Пр. 1331 (1) — НИС Тао в Рыбинске (Рыбинская судоверфь). 1985.
69. Пр. 1332 (10) — НПС Вильнюс, Витебск, Геническ, Геогиевск, Гремячинск, Капитан Шайтанов, Кокшайск, Нагорск, Смоленск, Цивильск в Клайпеде (Балтия). 1981-1985.
70. Пр. 1336 (3) — НПС Интеграл, Ихтиолог, МТК-0107 в пос. Сосновка (Сосновский ССЗ). 1979-1984.
71. Пр. 1348 (3) — НПС и НИС Кассис, Тибия, Туррисв Киеве (Ленинская кузница). 1980-1982.
72. Пр. 1350 (4) — НИС Анабар, Всеволод Тимонов, Мезень, Помор в Хабаровске (ССЗ им. 60-летия Октября). 1976-1981.
73. Пр. 13505 (0+1) — НИС в Хабаровске (ССЗ им. 60-летия Октября). недостроено.
74. Пр. 1526 (1) — НИС Геохимик в Ильичевске. 1961
75. Пр. 1532, 1614, 1615, 16151 (25)- НИС Валериан Урываев, Всеволод Березкин, Вектор, Владимир Обручев, Вулканолог, Вячеслав Фролов, Геофизик, Гипанис, Дальние Зеленцы, Зонд, Импульс-1, Искатель, Исследователь, Керн, Лев Титов, Модуль, Морской Геофизик, Поиск, Профессор Гагаринский, Профессор Федынский, Резонанс, Рудольф Самойлович, Чайво, Элм, Яков Гаккель в Хабаровске (ССЗ им. Кирова/60-летия СССР). 1974-92
76. Пр. 1534 (1) — НИС Изумруд в Николаеве (ЧСЗ). 1970.
77. Пр. 1603 (2) — ПЛ ПБЛ-76-01, ПБЛ-83-02 в Ленинграде (ЛАО). 1976-1983.
78. Пр. 16280, 16281 (2) — СГР «Газпром-1», «Наука» в Херсоне (Херсонский ССЗ). 1996-1998.
79. Пр. 16611 (4) — мгс «ГС-438, 439, 440, 599 в Рыбинске (Вымпел). 1993-2005.
80. Пр. 16903 (2) — ГС «Анатолий Жилинский», * в Архангельске (Красная Кузница). 2004.
81. Пр. 1793 (1) — НИС «Неман» в пос. Понтонный (Средне-Невский ССЗ). 1965.
82. Пр. 1846 (1) — НИС «Академик Алексей Крылов» в Николаеве (Океан). 1981.
83. Пр. 1862 (1) — НИС «Акватория» в Баку (СРЗ им. Вано Стуруа). 1965.
84. Пр. 1893Н (1) — НИС «Ага Нейматулла» в пос. Понтонный (Средне-Невский ССЗ). 1976
85. Пр. 1896 (около 130) — ГПБ-53, 54, 69, 73-75, 77, 79, 86, 100, 102, 117, 137, 140, 161-163, 167-169, 171-173, 176, 185-188, 191-193, 197, 209, 210, 212, 214, 217, 218, 222, 231, 244, 246-248, 310, 312, 327, 333, 334, 359, 362, 364, 409, 462, 463, 478, 480-483, 486, 487, 498, 551, 574, 585, 586, 596, 597, 613, 625-632, 634, 635, 652, 663, 682, 683, 685, 690, 697, 705, 713-716, 752, 754, 755, 767-770, 772, 774, 775, 785, 786, 788, 789, 792-796, 835, 885-887, 889, 890, 930, 1505, 1511, 1525, 1529, 1550, 1554, 1589, 1629, 1631, 1659 в Рыбинске (ССЗ им. Володарского) и Николаевске-на-Амуре. 1966-1977.
86. Пр. 1908 (1) — СКС «Академик Сергей Королев» в Николаеве (Черноморский ССЗ). 1970.
87. Пр. 1909 (1) — СКС «Космонавт Юрий Гагарин» в Ленинграде (Балтийский ССЗ). 1971.
88. Пр. 1914, 19141 (2+1) — СКС Маршал Бирюзов (недостроено), «Маршал Крылов», «Маршал Неделин» в Ленинграде (ЛАО). 1983-1990.
89. Пр. 1917 (1) — СКС «Космонавт Владимир Комаров» в Херсоне (Херсонский ССЗ). 1967.
90. Пр. 1918 (4)- СКС «Боровичи», «Кегостров», «Моржовец», «Невель» в Выборге (Выборгский ССЗ) и Ленинграде (ССЗ им. А.А. Жданова). 1967.
91. Пр. 1924С, 1924У (2) — НИС «Академик Борис Константинов, «Академик Николай Андреев» в Николаеве (Океан). 1985-1988.
92. Пр. 1929 (4) — СКС «Космонавт Виктор Пацаев, «Космонавт Владислав Волков, «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» в Выборге (Выборгский ССЗ) и Ленинграде (ССЗ им. А.А. Жданова). 1963-1968.
93. Пр. 19510 (0+1) — СКС «Академик Николай Пилюгин» в Ленинграде (ЛАО). Недостроено.
94. Пр. 19910 (2) — ГС «Вайгач», «Виктор Фалеев» в Рыбинске (Рыбинский ССЗ) и Владивостоке (Восточная верфь). 2006.
95. Пр. 81630 (1) — НИС «Дрейссена» в Великом Устюге. 1991.
96. 1 НИС «А.В.Топачевский» в Баку (СРЗ им. Вано Стуруа). 1976
97. Типа «Атолл (2) — НИС «Атолл, «Коралл» в Хабаровске (ССЗ им. Кирова). 1968.
98. Типа АЧС-150 (1) — НИС «Академик Зернов» в Херсоне (СРЗ им. Куйбышева). 1952.
99. Типа «Папанин» (12) — ГС «Айсберг», «Академик Шокальский», «Вихрь», «Норд», «Папанин», «Песец», «Полярник», «Торос», «Шторм», «Якутия» в Архангельске, Чевакино и на Пиндушской судоверфи. 1934-1945. (названия 2-х неизвестны)
100. Тип ПС-150 (1) — НПС «Ариэль» в Баку (СРЗ им. Вано Стуруа). 1970
101. Типа «Рулевой (3) — ГС «Гидролог», «Девиатор», «Рулевой» в Ленинграде (Балтийский ССЗ). 1939.
102. шифр «Седов (3) — ГС «Камчадал», «Партизан», «Полярный» в Ленинграде (Северная верфь) 1937.
103. Типа «Таймыр (3) (2) — ГС «Вайгач», «Таймыр» в Санкт-Петербурге (Невский ССЗ). 1909.
104. шифр «Челюскин» (3) — ГС «Океан», «Охотск», «Мурман» в Ленинграде (Судомех). 1936-1937. Комментарий: Не путать с утопленным НЭС. Здесь «Челюскин» — это шифр проекта.
3.4.2. ПРОЕКТЫ, ПО КОТОРЫМ СТРОИЛИСЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА ЗА ГРАНИЦЕЙ
БЕЛЬГИЯ
105. Пр. 753 (1) — НПС «Севастополь» в Томисе. 1951.
БОЛГАРИЯ
106. Пр. 543 (5) — НИС и СГР «Ай-Петри», «Айтодор», «Аю-Даг», «Пицунда», «Профессор Колесников» в Варне. 1961-1963.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
107. Типа «Пионер (5) — НПС «Адлер», «Огонь», «Пеламида», «Сескар», «Тунец».
В Лоустофте. 1956-58.
ВЕНГРИЯ
108. Пр. 650 (10) — ГС и НИС «Айтодор», «Гауя», «Гидростат», «Лаг», «Лот», «Манометр», «Олег Кошевой», «Сирена», «Створ», «Ульяна Громова в Будапеште. 1949-1959.
ГЕРМАНИЯ
109. Пр. 333 (3) — НПС «Обва», «Обеляй», «Очер» в Штральзунде. 1983-1985.
110. Пр. 464 (11) — НПС «Гиссар», «Гневный», «Дарвин», «Кальпер», «Млечный путь», «Новодруцк», «Новокотовск», «Новоульяновск», «Простор», «Сократ в Штральзунде. 1978-1982.
111. Пр. 833 (12) — НПС «Атлантида», «АтлантНИРО», «Дмитрий Стефанов», «Профессор Кагановский», «Профессор Кизеветтер», «Профессор Леванидов», «Профессор Марти», «Профессор Солдатов», «ТИНРО», «Фритьоф Нансен» в Штральзунде. 1987.
112. Пр. 976 (11) — НИС и ГС «Абхазия», «Аджария», «Академик Вернадский», «Академик Курчатов», «Академик Королев», «Академик Ширшов», «Башкирия», «Дмитрий Менделеев», «Молдавия», «Профессор Визе», «Профессор Зубов в Висмаре. 1966-73.
113. Пр. 1130 (2) — СКС «Чажма», «Чумикан» в Варнемюнде. 1960-е.
114. Пр. 1537 (3) — ГС «Байкал», «Балхаш», «Полюс» в Ростоке. 1962-1964.
115. Типа «Атлантик (12) — НПС «Альба», «Артемида», «Бахчисарай», «Геракл», «Зонд», «Зунд», «Каменское», «Милоградово», «Профессор Месяцев», «Шантар», «Фиолент», «Эврика» в Штральзунде и Висмаре. 1968-1976.
116. Типа БЧС (11) — НИС и СГР «Академик Голицын», «Академик Губкин», «Андома», «Град», «Зеравшан», «Зея», «Николай Данилевский», «Опыт», «Отто Шмидт», «Стрельна», «Черномор в Штральзунде и Бранденбурге. 1948-1950.
117. Типа «Дружба» (2) — НИС «Алеут», «Сопочный» в Бойценбурге. 1955-1956.
118. Типа Логгер (68?) — НПС, НИС, СГР, ГС «Айсберг», «Академик А.Ковалевский», «Академик Книпович», «Академик Л.Орбели», «Академик С.Вавилов», «Аметист», «Андома», «Андромеда», «Антарктика», «А.Откупщиков, Арагац», «Аргунь», «Атмосфера», «Байдар», «Бакуви», «Бирокан», «Васюган», «Веха», «Витязь», «Восход», «Всадник», «Геофизик», «Гидролог», «Гонец», «Грот», «Дальневосточник», «Жемчуг», «Зарница», «Звезда», «Зенит», «Изумруд», «Капитан Бурке», «Курган», «Лаг», «Лая», «Ломоносов», «Лот», «Мазирбе», «Метеор», «Морской геолог», «Муксун», «Навигатор», «Норд», «Нырок», «Океанограф», «Палтус», «Поиск», «Полярник», «Профессор Солдатов», «Профессор Сомов», «Пулонга», «Ромбак», «Руза», «Сазан», «Степан Андреев», «Торос», «Хронометр», «Шельф», «Экватор, ГС-1, 34, 36, 46, 59, СРТ-4246 в Бойценбурге, Росслау, Ростоке, Штральзунде. 1949-58
119. 1 НИС «Михаил Ломоносов» в Ростоке. 1957.
120. Типа «Океан (6) — НПС и НИС «Академик Книпович», «Альбатрос», «Иманта», «Орехово», «Орлик», «Фритьоф Нансен в Штральзунде. 1959-1960.
121. Типа «Повенец (1) — СГР «Ристна в Ростоке. 1963.
122. Типа РС-300 (8) — НИС «Академик Берг», «Амбон», «Атна», «Отважный», «Эксперимент», «Юрий Гагарин, РС-5216 в Штральзунде и Бранденбург. 1949-1958.
123. Типа СО (4) — НИС и НПС «Адмирал Нахимов», «Академик Крылов», «А.С.Пушкин», «Профессор Книпович» в Бранденбурге. 1951-1952.
124. ТипаТропик (9) — НИС, НПС и СГР «Антарес», «Белогорск», «Евпатория», «Каллисто», «Лира», «Наука», «Пегас», «Радуга», «Феодосия» в Штральзунде. 1962-1966.
125. Тип KUJ (1) — ГС «Экватор» в Бремерхафене. 1943.
ДАНИЯ
126. Пр. 850285 (1) — НПС «Командор» в Фредериксхавне. 1989.
КИТАЙ
127. Пр. 286 (4) — НИС «Атлас», «Гайдар», «Накат», «Прилив. В Даляне с 1954
НИДЕРЛАНДЫ
128. Типа «Лена (2) — НЭС «Лена», «Обь». 1954» в Флиссингене
«129. 1 НИС «Сулейман Багиров. В Олесунде. 1962.
ПОЛЬША
130. Пр. 722 (2) — НИС «Академик Мир-Касимов, ПСК-41» в Гданьске. 1968-1969.
131. Пр. 850 (11) — ГС «Алексей Чириков», «Андрей Вилькицкий», «Борис Давыдов», «Василий Головнин», «Гавриил Сарычев», «Николай Зубов», «Семен Дежнев», «Семен Челюскин», «Фаддей Беллинсгаузен», «Федор Литке», «Харитон Лаптев» в Щецине. 1964-1967.
132. Пр. 852 (6) — ГС «Адмирал Владимирский», «Академик Крылов», «Иван Крузенштерн», «Леонид Демин», «Леонид Соболев», «Михаил Крупский в Щецине. 1974-1979.
133. Пр. 860 (16) — ГС «Азимут», «Вайгач», «Вертикал», «Восток», «Гигрометр», «Гидролог», «Глобус», «Глубомер», «Горизонт», «Градус», «Девиатор», «Зенит, Компас», «Память Меркурия», «Тропик», «Юг» в Гданьске. 1962-1965.
134. Пр. 862 (18) — ГС «Бриз», «Визир», «Галс», «Гидролог», «Горизонт», «Донузлав», «Зодиак», «Мангышлак», «Маршал Геловани», «Николай Матусевич», «Пегас», «Персей», «Плутон», «Сенеж», «Створ», «Стрелец», «Тайга», «Юг» в Гданьске. 1977-1983.
135. Пр. 865 (2) — ГС «Ромуальд Муклевич», «Сибиряков» в Гданьске. 1990-1991.
136. Пр. 1128 (3) — СКС «Сахалин», «Сибирь», «Спасск в Гданьске. 1957-1959.
137. Пр. 1129 (1) — СКС «Чукотка» в Гданьске. 1959.
138. Пр. В26 (6) — НПС «Зарница», «Капитан Демидов», «Николай Кононов», «Полярное сияние», «Славгород», «Сулой. В Гданьске и Гдыне. 1966-1970.
139. Пр. В31 (1) — НИС «Батайск» в Гданьске. 1955.
140. Пр. В53 (5) — ГС «Гирокомпас», «Кардан», «Маяк», «Нивелир», «Призма в Гдыне. 1953-1955.
141. Пр. В86 (3) — НИС «Академик Александр Виноградов», «Академик Александр Несмеянов», «Витязь» в Щецине. 1981-1983.
142. Пр. В88 (9) — НИС «Волна», «Муссон», «Океан», «Пассат», «Порыв», «Прибой», «Прилив», «Шквал», «Вихрь» в Щецине. 1968-1971.
143. Пр. В93 (9) — НИС «Академик Губкин», «Академик Крепс», «Академик Лазарев», «Академик Наливкин», «Академик Наметкин», «Академик Немчинов», «Академик Сельский», «Академик Ферсман», «Академик Шацкий в Щецине. 1986-1988.
144. Пр. В275 (3) — НИС «Леда», «Сайме», «Трепанг. В Устке. 1984.
145. Пр. В408 (4) — НПС «Ефим Кривошеев», «Михаил Вербицкий», «Николай Куропаткин», «Павел Кайков. В Гданьске. 1979-1982.
146. Пр. В422 (3) — НИС «Мезень», «Профессор Нестор Смирнов», «Профессор Сергей Дорофеев» в Гданьске. 1975-1977.
147 .Пр. В970 (0+1) — СГР «Дальморгеология» в Щецине. недостроено.
148. Типа MSG «Искатель (5) — НИС «Искатель»-2, 3, 4, 5, 6» в Гданьске. 1986-1989.
РУМЫНИЯ
149. Пр. 492 (1) — НИС «Владимир Обручев» В Галаце. 1959
ФИНЛЯНДИЯ
150. Пр. РЭФ-100 (2) — ГС ГС-525, 526» в Савонлинне. 1985.
151. Пр. 220 (9) — ГС и НИС «Булак», «Буссоль», «Визир», «Галс», «Горизонт», «Крылатка», «Моряна», «Нерпа», «Секстан в Турку. 1953-1957.
152. Пр. 221, 222 (2)- НИС «Петр Лебедев», «Сергей Вавилов» в Або. 1956-1957.
153. Пр. 430 (19) — НИС «Валериан Альбанов», «Владимир Сухоцкий», «Георгий Максимов», «Дмитрий Лаптев», «Дмитрий Овцын», «Дмитрий Стерлегов», «Иван Киреев», «Николай Евгенов», «Николай Коломейцев», «Павел Башмаков», «Профессор Богоров», «Профессор Водяницкий», «Профессор Куренцов», «Профессор Штокман», «Сергей Кравков», «Степан Малыгин», «Федор Матисен», «Эдуард Толль», «Яков Смирницкий. Турку. 1970-1979.
154. Пр. 637 (10) — НИС и СГР «Академик Гамбурцев», «Академик Голицын», «Академик Полшков», «Академик Шокальский», «Академик Шулейкин», «Арнольд Веймер», «Геолог Дмитрий Наливкин», «Профессор Молчанов», «Профессор Мультановский», «Профессор Хромов» в Турку. 1982-1985.
155. Пр. 655 (7) — НИС «Вадим Попов», «Василий Ломинадзе», «Виктор Буйницкий», «Владимир Паршин», «Иван Петров», «Игорь Максимов», «Павел Гордиенко» в Турку. 1986-1988.
156. Пр. 2788 (2) — НИС «Академик Иоффе, «Академик Сергей Вавилов» в Рауме. 1988-1989.
157. Пр. 4600 (1) — НИС «Академик Мстислав Келдыш в Рауме 1980.
158. Пр. 4630 (4) — НИС «Академик Борис Петров, «Академик М.А. Лаврентьев», «Академик Н. Страхов», «Академик Опарин» в Рауме. 1984-1985.
159. Пр. 6404 (1) — СКС «Аксай» в Рауме. 1961.
160. 1 нэс «Академик Федоров» в Рауме. 1987.
161. Типа «Алексей Марышев (3) — НИС «Алексей Марышев», «Григорий Михеев», «Петр Котцов» в Рауме и Турку. 1990-1991.
162. Типа «Бавенит (2) — СГР «Бавенит», «Бакерит» в Рауме. 1986.
163. Типа «Валентин Шашин» (3) — СГР «Валентин Шашин», «Виктор Муравленко», «Михаил Мирчинк» в Мянтюлуого. 1981-1982.
164. Типа «Коралл» (5) — НИС «Заря», «Академик Шокальский», «Менделеев», «Полярный Одиссей», «Профессор Рудовиц» в Турку. 1950-1952.
165. Типа «Меридиан» (12) — ГС «Азимут», «Айсберг», «Вихрь», «Волна», «Иней», «Маяк», «Меридиан», «Прибой», «Створ», «Фарватер», «Шквал», «Шторм» в Турку. 1958-1959.
166. Типа «Профессор Федынский» (2) — НИС «Профессор Рябинкин», «Профессор Федынский» в Саволинне. 1989.
167. Типа «Архангельск» (1) — СКС «Долинск» в Або. 1959.
168. Типа «Мурманрыба» (1) — НИС «Марксист» в Турку. 1956.
ФРАНЦИЯ
169. 1 НИС «Али Амиров». В Руане. 1977.
3.5. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ
Восстановить (построить и провести необходимый ремонт) исследовательский флот Страны в настоящее время (при существующей экономической системе и неизменности власти) трудно.
Искусственный раздел Страны и планомерное долговременное удушение собственной промышленности отбросили её из промышленно развитых стран в разряд развивающихся. При отсутствии долговременной продуманной стратегии развития Страна переходит в разряд колоний Новые власти непродуманной (или, напротив, продуманной) политикой уничтожили почти все высокотехнологичные конкурентные предприятия. Несменяемость власть предержащих усугубило проблему технологического упадка Страны.
Колониям собственный флот иметь не позволят…Судостроение разделило участь других отраслей отечественной промышленности.
Исследовательские суда всё ещё существующим научным организациям Страны нужны давно и в значительном количестве- на замену проданных, списанных и перепрофилированных. Среди судов, ещё способных работать, наименее старые имеют возраст более 30 лет.
Построить одновременно (или в течение десятка лет) потребное количество судов разделённому, сильно ослабленному государству уже не по силам. Необратимые перемены в состоянии исследовательского флота Страны уже произошли.
ССЗ Польши, Германии и Финляндии, строившие исследовательские суда для нашей Страны, уже закрыты, находятся в состоянии банкротства или перепрофилированы.
Так, на ССЗ в Гданьске число работников за 25 лет сократилось в восемь раз, а строительство судов прекратилось совсем (АПН, 16.12.2008).
На СССР приходилось 98,5% заказов завода. СССР разорили и разделили. Потому разорились судостроительные заводы, связанные с СССР.. Две трети площади завода застроены жилыми домами (среди которых и комплекс фонда "Солидарность" с музеем, библиотекой и гостиницей).
Другие польские ССЗ (в Гдыне и Щёцине) в 2009 г. были закрыты (по рекомендации Еврокомиссии).
Другие польские ССЗ- в Гдыне и Щёцине (где были построены «Николай Зубов», «Пассат», «Академик Крылов», «Витязь» и «Академик Ферсман») по рекомендации Еврокомиссии в 2009 г. были закрыты (а оставшиеся 9000 человек- уволены). Вероятно, эти заводы всё же сохранятся, но уже никогда не выйдут на тот уровень производства, что был во времена СССР.
В 2009 г. также не работают немецкие ССЗ в Висмаре и Ростоке-Варнемюнде, так как заказы, обещанные новым русским владельцем не последовали (См., например, //www.korabel.ru/news/comments/
germaniya_mnogostradalnie_verfi.html). Интересно заметить, что разорителем выступил гражданин РФ. А.Бурлаков купил эти иностранные ССЗ на бюджетные деньги РФ, предназначенные совсем на другое- на закупку отечественных новых ТУ-214. После обмена посланиями между Путиным и Меркель А.Бурлаков был арестован, выпущен под залог и тут же был убит.
Его гражданская жена (А.Эткина) в том же 2009 году за эти ССЗ получила скромные 40 млн.евро (http://www.compromat.ru/page_31294.htm). Зато в личный доход. Реализована многоходовая комбинация: нет ТУ-214, нет ССЗ и нет казённых денег.
Большинство исследовательских судов, построенных в Хабаровске и в Сретенске, были оборудованы немецкими (ГДР) дизелями. Со сдачей ГДР исчез СЭВ и «разделение труда». Дизели, которые поставлялись на судостроительные заводы Сретенска и Хабаровска, уже в ГДР не производятся.
ФИНЛЯНДИЯ. Верфь в Турку (основное место производства исследовательских судов для СССР) предназначена под застройку (АПН от 22 мая 2011 г.). Верфь в центре города работала в основном на советских заказах, а они прекратились в 1991 г.
На Украине (навязываемое телевидением «в Украине» противно русскому языку) строительство исследовательских судов для России менее вероятно, чем такое строительство в Южной Корее или в Дании. Намеренное уничтожение частично построенного судна геофизической разведки (СГР) «Академик» и продажа уже оплаченного СГР «Наука» показательны для отношения новых властей Украины к России.
Уникальные ССЗ союзного подчинения достались Украине без каких-либо условий. Такие мощные ССЗ, как Херсонский и три Николаевских, нужны только морской державе. Украине они не нужны и, рано или поздно, будут уничтожены. Собственно их уничтожение уже произошло. Наиболее сохранившийся ССЗ «Океан» (на котором построены «Академик Алексей Крылов», «Академик Борис Константинов», «Академик Николай Андреев») принадлежит датчанам (называется теперь «Вадан Ярдс Океан»), а машиностроительные цеха ликвидированы.
Черноморский судостроительный завод («Ю.М. Шокальский», «Изумруд», «Геленджик», «Геолог Ферсман») был приватизирован (куплен по небольшой цене) рейдерами Чуркиными, которые расплатились не деньгами ((http://www.compromat.ru/page_17815.htm)). Взятые ими обязательства не выполнены (Sinoptik,6.6.2005- //cripo.com.ua/index.php?sect_id=4&aid=5540). С тех пор (2003 г.) ЧСЗ не построил ни одного судна, но потерял почти все мощности. Уникальное оборудование вырезалось на металлолом, а основные фонды предприятия плавно переходили в третьи руки. Например, пансионат завода "Судостроитель" в Мисхоре новыми владельцами был продан за 3 млн грн, при его рыночной стоимости в 120 млн. Собственником предприятия формально является частная структура, которая ни перед государством, ни перед коллективом завода обязательств не несет.
После приватизации ЧСЗ уволены (заметим, в нарушение договора купли-продажи) более половины работников завода- рабочим настойчиво предлагалось уволиться по собственному желанию.
Из 40 тысяч работников завода осталось около 2 тыс (http://ru.wikipedia.org/wiki). Братья инициировали банкротство собственного предприятия (http://www.komunist.com.ua/article/23/3192.htm). После этого последовал рейдерский захват завода уже у Чуркиных (http://www.mukola.net/news.php?arhiv=1&id=13147). По состоянию на сентябрь 2008 г. единственный заказ законсервирован. Завод переведен на двухдневную рабочую неделю. Под различными предлогами идет «выдавливание» работников завода с предприятия.
Николаевский судостроительный завод «Океан» (где построены «Академик Алексей Крылов», «Академик Николай Андреев») в 2000 г. продан за скромные 26 млн гривен голландцам (http://news-mk.blogspot.ru/2011/11). С 2006 по 2008 г. завод принадлежал норвежцам, которые его переименовали (с тех пор частое переименование завода стало привычным). Норвежцы попытались работать, но украинское правительство отменило налоговые льготы иностранцам. С 2008 г. по 2010 г. завод был уже под российской лизинговой компанией, от лица которой выступал упомянутый Бурлаков. Собственник менялся, а Заказов не было. Производство несамоходных барж (на новейшем оборудовании), которыми занялся ССЗ принесло только убытки (http://www.korabelov.info/ekonomika от 20.9.2012). Из 19 тысяч работников завода уволено 16 тысяч.
Другой Завод, где строились НПС «Ихтиандр», нэс «Михаил Сомов» и СКС «Бежица», — ССЗ им. 61 коммунара (он же Херсонский судостроительный) долго (http://www.ukrrudprom.ua/digest/dei210605.html) банкротили (100 г.а в центре города). Наконец, в 2011 он таковым и был объявлен.
В России (точнее, в РФ) состояние судостроительной отрасли- не лучше. Методы уничтожения заводов на Украине и в РФ одинаковы: лишение заказов, неплатежи, приватизация, разграбление, перепрофилирование и продажа земли.
Правительство резко сократило (почти остановило) заказы на строительство исследовательских судов. А, если и даёт заказы, то аванса не даёт и часто не оплачивает уже готовую продукцию (как это было с военными тральщиками на Петрозаводском ССЗ). А если и платит, то оплату перечисляет с большими задержками (банки «крутят деньги»). Но за несвоевременно оплаченные налоги чиновники взимают штрафы. Это напоминает ситуацию послевоенного времени, когда колхозник, имевший корову, должен был платить налог одновременно маслом и мясом. Так что российское судостроительное предприятие само должно изыскивать средства на регулярную оплату труда своих рабочих, на оплату комплектующих (в стоимости судна доля поставщиков оборудования и материалов доходит до 80%.). То есть брать заём в банках под большие проценты.
Финансирование госзаказа проводится так, что в смете заказа не закладывается прибыль ССЗ и проценты по взятым кредитам.
Даже, если судостроительный профиль и остаётся, у акционерных заводов основная цель работы иная, чем у государственных (извлечение максимальной прибыли). Собственник не заинтересован в обновлении основных фондов. То есть, в общем случае, приватизация не способствует разработке оригинальных проектов и качественной работе.
Единое судостроительное ведомство было искусственно раздроблено.
Управление было передано (передачей финансирования) от министерства к вновь созданным холдингам. Не приносящие прибыли объекты (Институты, училища, библиотеки), естественно, в холдинги не вошли. Так государственные предприятия стали акционерными.
Для лучшей приватизации президент РФ создал три региональных
холдинга (посредников- держателей ценных бумаг) — Западный, Северный и Дальневосточный центры судостроения, которым переданы все государственные ССЗ и СРЗ. В Дальневосточный центр (холдинг) вошли Дальзавод, "Звезда", 178 СРЗ, 179СРЗ, 92 СРЗ, 30 СРЗ, Хабаровский ССЗ, Амурский ССЗ, Николаевский-на-Амуре ССЗ.
Завод — сложный механизм, основа которого — специалисты. Чтобы подготовить опытного специалиста нужно не менее десятка лет. А без заказов нет не только работы, но и возможности новым специалистам получить опыт. Нет труда- нет и зарплаты. Возрастной состав инженеров и рабочих резко состарился. Раз нет потребности в новых кадрах, закрыты в Стране почти все судостроительные техникумы и ПТУ. То есть не готовят рабочих по судостроительным специальностям совсем.
Рассмотрим положение на основных судостроительных заводах Страны.
Балтийский завод (где были построены «Космонавт Владимир Комаров», «Космонавт Юрий Гагарин» и «Чажма») заставляют (распоряжением правительства) оставить все здания и инфраструктуру и переместиться на территорию другого завода на окраине города. Сейчас Балтийский завод и КБ "Айсберг" принадлежат уже не государству, а т.н. Объединенной промышленной корпорации. Они находятся в залоге у ЦБ по невозвращенному кредиту на 32 млрд руб. (РИА «Новости» от 4.12.2012)
Улан-Удэнский ССЗ (строивший суда для Байкала) заставили отдать17 г.а, а затем ещё 5 г.а из 36 (на строительство т.н. «делового центра»). Новые суда не строятся.
Старейший на Дальнем востоке ССЗ «Дальзавод» («Академик Петровский», «Геолог Приморья) судов также не строит.
Приватизировали это стратегическое предприятие сразу же после расстрела Верховного Совета (в 1993 г.). Сразу же уволили около 10тыс.человек- половину работников. А к 2009 г. рабочих осталось около 1200.
А вот что сообщил о нём профильный сайт корабел.ру 2 ноября 2009 г.:
"Будут уволены все 1165 человек, работающих сегодня на предприятии. Главный кредитор, банкротящий завод- УФНС по Приморскому краю. «Часть людей примет на работу автосборочное производство, а часть- найдет работу на других судоремонтных и судостроительных предприятиях Приморья.
На СРЗ Петропавловска Камчатского осталось 80чел (Дальневосточные верфи терпят бедствие. Морской флот, 1997, N7, с. 34).
Хабаровский судостроительный завод не построил ни одного судна за 5 лет- нет госзаказов. ХабаровскЭнерго отключил электричество за долги.
А ещё в 80-е годы ежегодно строилось 12-15 судов и ремонтировалось до 140. Из 2800 человек, работавших здесь, осталось 250 человек (Морской флот, 1997,N7, с. 34).
На другом краю страны- то же самое. Говорит губернатор Калининградской области: "Откровенная установка "Внешторгбанка" на банкротство судостроительного завода "Янтарь" обострит социальный климат в анклаве"
РИА Новости от 17/01/2011
«Арбитражный суд Волгоградской области признал банкротом ОАО "Волгоградский судостроительный завод". Причиной обращения в суд стала задолженность завода по оплате электроэнергии. Завод мог строить суда дедвейтом до 10 тысяч тонн.