Экспедиция на НИС «Волна», 10 рейс, 1-3 1973 г.
Экспедиция на НИС «Волна», 10 рейс, 1-3 1973 г.

Научно-исследовательский флот СССР — в 1970–80-е годы — первый в мире по количеству — практически уничтожен. Его ещё можно воссоздать (хотя и в меньшем на порядок числе). Но подготовленную элиту экспедиционного состава уже не восстановить — преемственности поколений не произошло.

Более того, велика опасность третьего раздела Страны. После каждой такой катастрофы исчезают архивы. История нашей Страны и его отдельных кирпичиков неоднократно искажалась и замалчивалась.

В ДВНИГМИ был хорошо подготовленный экспедиционный состав, способный решать разнообразные задачи исследований океана и атмосферы. Усилиями директора ДВНИГМИ флот, элиту экспедиционного состава и учёных удавалось сохранять долгое время. Но всё кончается…

Теперь важно хотя бы сохранить память о флоте. И прежде всего — память о людях.

Из уважения к тем, кто работал тогда и не сдался теперь, и подготовлена эта книга.

1. С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ И ПОЧЕМУ НЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ

Этот работа (составление общего списка участников рейсов на 13 морских судах ДВНИГМИ) появилась случайно, но мне она представляется важной. Здесь требуется пояснение.

С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ

Я недолгое время (в 1993-1994 гг.) был начальником центра данных ДВНИГМИ (официально и центра ещё не было, но два человека уже работали). Дело было для меня не новое. Новым было только то, что начинать приходилось с нуля. При перестройке данные, накопленные ранее в ДВНИГМИ, были уничтожены. Старые носители (магнитные ленты) были выброшены, а на новые (дискеты персональных компьютеров) их своевременно не перенесли. Отделы сокращались и всё выбрасывалось… Грамотно отступать не все умеют… Я занимался проблемой качества: в ДВНИГМИ думали, что их данные — хорошие, а я уже знал, что это — не так (хотя оно было намного выше, чем качество данных других организаций региона). Собрав вместе более сотни измерений на разрезе Владивосток-Цуруга (их проводили все или почти все суда, возвращавшиеся во Владивосток), я сравнил их с иностранными того же места и времени. Хотя эту работу мне довести до публикации не удалось (когда меня заменили на более лучшего, мне пришлось заниматься другими темами), но доказательно понял, что большинство станций ДВНИГМИ в Японском море можно просто выбросить из-за ошибочной солёности. Да и измерения температуры часто (например, НИС «Академик Королёв») были явно ошибочными. Ужасно, но это так. В районах с большими перепадами значений параметров (например, фронта или Куросио) — такие измерения приемлемы (анализ допускает определённые ошибки). Но не в Японском море, где пространственные изменения параметров невелики и нужны измерения повышенной точности. Причина таких несоответствий (наших и иностранных данных) не в неумении или нерадении исполнителей (хотя можно иногда предположить и такое). Главная причина — в качестве и точности приборов, методов, качестве нормальной воды, неверном распределении экспедиционного времени и отсутствии послерейсовых обработки и анализа. До сих пор поверки зондов, которыми измеряются параметры морской воды, не проводятся. Не только перед каждым рейсом (как в любой организации любой страны), но просто ни разу в год… Ну, нет поверочного стенда ни в одной из почти десятка владивостокских мореведческих организаций. В ТИНРО вроде пыталась какая-то светлая голова устроить стенд, но что-то там не заладилось и официально тот стенд не работает. Так и измеряем неизвестно что…

Я считал что для ДВНИГМИ нужно срочно производить новые качественные данные и прежде всего в Японском море. А старые данные — перебрать и отделить качественные от тех, солёность которых неверна. Вместе с помощницей (имя, к сожалению, я забыл, помню только, что — хорошенькая кореянка) я начал с составления каталогов (экспедиций и рейсов) и с контроля солёности данных экспедиций ДВНИГМИ на разрезах.

Каталоги составил. Один Каталог — разрезов Японского моря — здесь не приводится — он полезен только для оценки качества данных.

Второй из них — каталог рейсов — полезен и здесь, так как содержит даты начала-конца экспедиций, количество океанографических станций в рейсе и, упрощённо, район работы. Поэтому он приведен здесь (в приложении). Логично было бы дополнить этот каталог схемами маршрута, расположения станций. Но, как оказалось, для получения данных (в данном случае, координат-времени) мне (зав.отделом океанографии) требуется проходить такую же процедуру, что и работнику другой организации (например, ТОИ ДВО) — письменно просить директора института и обосновывать — для чего. Рейсов много, работа даже по поиску — большая (т.е. запросов и поисков должно быть много), такой рабочей темы в институте нет и унижаться мне не хотелось. Так что схем рейсов здесь не будет. Надо будет при случае посмотреть координаты — время наших экспедиций на сайте американского центра данных.

Интересного (глупостью) много. Все отчёты наших судов (1–2-й экземпляр) направлялись в обнинский ВНИИГМИ. Оттуда все другие организации могут получать любые наши данные. Но уже за плату (и, что интересно, ДВНИГМИ — свои же данные — тоже за плату). Повторяю: мы данные на носителе обязаны посылать во ВНИИГМИ бесплатно, а получать свои же данные можем только за деньги. Такой несправедливый порядок был установлен в интересах ВНИИГМИ ещё в докапиталистическое время. Естественно, что другие ведомства данные во ВНИИГМИ не посылают или посылают в обмен на другие данные (наши).

ЦЕННЫЕ ДАННЫЕ МОРСКИХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

Ещё интереснее для меня оказалась невозможность проанализировать метеоданные — почему-то в файлах океанографических станций их не было. Координаты, время, температура и солёность есть, а параметров состояния приводного слоя атмосферы на этой же станции нет. Может быть, их хранили отдельно, а может быть они совсем не заносились.

А последние 20 лет в экспедициях «Павла Гордиенко» и «Профессора Хромова» метеопараметры измеряются не в начале станции, а в целые часы-21.00, 22.00, 23.00 или в синоптические сроки. Но они хоть измеряются. Другие суда уже и не измеряют метеопараметры.

С 1991г государство заметно ослабело, усилилась и региональная и межведомственная отчуждённость. Штурмана морских судов перестали посылать в береговые центры простые метеоданные (давление и температуру). Им неоплачиваемая дополнительная работа по измерению давления и температуры воздуха не нужна. Стране нужна, им — нет. А иностранные штурмана эту простую работу делали и делают (бесплатно). Ведь, морские параметры без метеорологических НЕПОЛНЫ. И ценность морских метеонаблюдений (хотя бы давления и температуры воздуха) велика (автоматических станций погоды и стационарных судов погоды в Тихом Океане мало).

Зачем только министры вместе собираются (ежедневно, судя по ТВ), если не для решения межведомственных дел (здесь именно межведомственная проблема).

После перестройки уже и суда ДВНИГМИ перестали посылать (и делать) морские метеорологические измерения. Не посылают и сейчас. Даже в свой центр прогноза погоды.

Занесение метеоданных Японского моря (совместно с океанографическими) я не закончил (по той же причине — меня перебросили на другую тему).

РЕЙСОВЫЕ ФОТОГРАФИИ

Работая с отчётами, я обнаружил другую важную проблему: в отчётах нет рейсовых фотографий (а они есть в любом судовом отчёте «Витязя»). Если их и делали, то в отчётах никогда не помещали. Почему — неясно (в штате фотограф был и на судне фотолаборатория была).

Потому никто в стране сейчас и через 100 лет не будет знать, как выглядели те, кто умер в ледяной воде на «Гидрологе» в феврале 1968 г. и кто умер, отравившись метиловым спиртом в Колумбии летом 1974 г.

Отсутствие фотографий означает только то, что у государственного института (значит, у государства) не было желания запоминать свою историю. Как будто у власти жулики. Потому и газеты не содержали описания основных событий, происходивших ежедневно в городе и в стране. Потому наши газеты были тонкими (4 полосы), а иностранные (даже самого малого городка) — толстыми (8-16 полос). Сейчас (из-за интернета) разрыв в размерах публикуемой информации начал понемногу сокращаться. Но не всё уже можно восстановить — кое-что потеряно навсегда. Например, мы теряем с каждым годом ненаписанные воспоминания ветеранов (если ясно не заявить в заинтересованности, их и не напишут).

Хотя общие фотографии участников рейсов и не во всяком рейсе делалась, но всё же такие ценные документы истории были. И их нужно искать, заносить, публиковать. Спасать нужно не только данные (их спасение рекомендуется ЮНЕСКО), но и нашу историю.

В общем, не было и нет Традиции общего фотографирования в конце рейса (в экспедициях) и ежегодного (в институте). Нет фотографий ни капитанов, ни учёных… Фотографии Г.М.Бирюлина — наиболее заметной личности (учёного, штурмана и писателя) института найти невозможно уже сейчас.

ПОЧЕМУ РАБОТА НЕ ЗАКОНЧЕНА

Я сам начал заносить списки участников рейсов из 1 томов в свой компьютер (и в них ошибок, например, в инициалах, не было). Потом мне помогали наши дамы (и потому в инициалах мне встречались неточности). Эти списки не содержали фамилии команды (большей части штурманов, механиков, врача и артельщика). Но фамилии «науки» — там были.

Я стал редактировать списки (переносить из Excel в текстовый формат, убирать ошибки, приводить к одному формату, собирать общее и выделять частное). Так как я занимался этим в отходах времени, то растянулась эта работа надолго. Я так и не смог найти многих 1 томов, но недавно решил незаконченный труд опубликовать — просто я не надеюсь его закончить. Мне уже 61, через месяц будет 62, а это значит, что по статистике я уже три года как умер. Другим потом будет легче закончить. Если первые тома с недостающими данными не найдутся, то, вероятно, можно найти рейсовые донесения… И обящательно нужно искать рейсовые фотографии. Но я этим уже заниматься не буду.

«Публиковать» в моём понимании означает — переплести в 2 экземплярах. Читателем этого труда я вижу своих однокурсников.

2. ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ — ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ОТЧЁТ

Мной рассмотрены рейсовые отчёты только 13 основных судов ДВНИГМИ, 1 тома которых (4-5 экземпляр) есть в библиотеке Института.

Сведений о людях, работавших на судах до 1966г (кроме «А.И. Воейкова» и «Ю.М.Шокальского»), мы не имеем. Возможно, что они хранятся в архиве ПУГМС (если это так, то логично архивы объединить). Нет у нас сведений и о НИС «Георгий Матвейчук». Если отсутствие в ДВНИГМИ отчётов «Гидролога», «Дальневосточника» или «Синоптика Ильинского» как-то можно объяснить, то отсутствие в библиотеке отчётов «Георгия Матвейчука» (построен в 1976г, работал в ДВНИГМИ в 1977-1990 гг.) необъяснимо.

Сведения об участниках рейсов, начатых позднее июля 1991г (когда большинство судов стало на длительную стоянку), не рассматривались.

Мной составлен общий список участников 421 рейсов из 512, что составляет примерно 82.2%. Ио есть примерно пятая часть участников рейсов не упомянута из-за отсутствия в арзиве отчётов.

В таблице ниже приводятся номера рейсов судов, 1тома которых отсутствовали 20 лет назад и, соответственно, сведения из которых не учтены в списках.

РЕЙСЫ, ОТЧЁТЫ О КОТОРЫХ РАССМОТРЕНЫ

----полные или почти полные---------------------------------------

ПРИБОЙ ЕСТЬ 54 ИЗ 55 НЕТ 46 РЕЙСА

АКАДЕМИК ШИРШОВ ЕСТЬ 48 ИЗ 49 НЕТ 13,15 («спецрейсы»)

А.И. Воейков естьсписки участников 47 рейсов из 47 -

Ю.М.ШОКАЛЬСКИЙ ЕСТЬ 40 ИЗ 40 -

ВОЛНА ЕСТЬ 36 ИЗ 38 13 (а 19 и 29 рейсы объединили)

ПРОФЕССОР ХРОМОВ ЕСТЬ 32 ИЗ 32 —

АКАДЕМИК ШОКАЛЬСКИЙ ЕСТЬ 28 ИЗ 31 -

ВАЛЕРИАН УРЫВАЕВ ЕСТЬ 21 ИЗ 22 -

ВЯЧЕСЛАВ ФРОЛОВ ЕСТЬ 30 ИЗ 43 21 (21 — «спецрейс)

ПАВЕЛ ГОРДИЕНКО ЕСТЬ 23 ИЗ 24 НЕТ 6

-----частичные---------------------------------------------------------------

ОКЕАН ЕСТЬ 18 ИЗ 57 НЕТ 1-18

АКАДЕМИК КОРОЛЁВ ЕСТЬ 14 ИЗ 53 НЕТ 1-10,22,25-29,31-52

ПРИЛИВ ЕСТЬ 15 ИЗ 60 НЕТ 3-10,13,14,16,19,27-54

--------------------421--512-----100----------------

Ниже приведены временные рамки отсутствующих рейсов (судно, рейс, начало и конец).

РЕЙСЫ, ОТЧЁТЫ О КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ И НЕ УЧТЕНЫ

КОРОЛЕВ 01 09.07-30.10.1968 КОРОЛЕВ 02 23.01-31.03.1969

ПРИЛИВ 01 25.06-13.08.1969 КОРОЛЕВ 03 17.07-23.09.1969

ОКЕАН 01 31.01-18.03.1970 ПРИЛИВ 02 20.03-21.05.1970

КОРОЛЕВ 04 12.05-16.10.1970

ПРИЛИВ 03 17.06-16.08.1970 ПРИЛИВ 04 19.09-21.12.1970

ОКЕАН 02 30.09.70-14.1.71 КОРОЛЕВ 05 20.11.70-21.2.71

ПРИЛИВ 05 22.01-24.03.1971 ОКЕАН 03 25.05-17.09.1971 Аэрология

КОРОЛЕВ 06 26.05-03.10.1971 ПРИЛИВ 06 16.07-22.10.1971

ОКЕАН 04 04.11.71-18.1.72 ПРИЛИВ 07 14.12.71-01.3.72

КОРОЛЕВ 07 06.01-01.04.1972 ОКЕАН 05 19.02-27.04.1972

ПРИЛИВ 08 17.03-24.05.1972 КОРОЛЕВ 08 18.05-17.09.1972

ОКЕАН 06 03.06-07.08.1972 ОКЕАН 07 30.08-29.10.1972

ПРИЛИВ 09 02.09-18.12.1972 КОРОЛЕВ 09 11.01-12.03.1973

ПРИЛИВ 10 30.01-31.03.1973 OКЕАН 08 06.02-02.04.1973

КОРОЛЕВ 10 23.04-29.05.1973 OКЕАН 09 27.04-03.08.1973

ПРИЛИВ 11 28.04-03.08.1973 OКЕАН 10 06.09-20.11.1973

ПРИЛИВ 12 26.10-31.12.1973 OКЕАН 11 06.12.73-22.1.74

ПРИЛИВ 13 22.01-05.04.1974 OКЕАН 12 23.04-30.11.1974

ПРИЛИВ 14 24.05-12.10.1974

Ак Ширшов 13 24.05-10.10.1974 аэрология

ПРИЛИВ 15 25.12.74-07.4.75 OКЕАН 13 09.01-20.03.1975

Ак Ширшов 15 30.04-25.12.1975 аэрология

ПРИЛИВ 16 07.05-01.07.1975 OКЕАН 14 12.05-03.07.1975

ПРИЛИВ 17 25.07-06.11.1975

OКЕАН 15 27.07-05.11.1975 OКЕАН 16 25.12.75-25.2.76

ПРИЛИВ 18 18.02-14.04.1976 ПРИЛИВ 19 07.05-16.08.1976

OКЕАН 17 09.06-20.09.1976 ПРИЛИВ 20 12.10.76-10.1.77

ОКЕАН 18 14.10.76-13.2.77

ПРИЛИВ 21 27.01-19.03.1977 ПРИЛИВ 22 07.05-19.08.1977

ПРИЛИВ 23 18.12.77-22.4.78 КОРОЛЕВ 22 05.01-18.03.1978

ПРИЛИВ 24 17.06-15.10.1978 ПРИЛИВ 25 21.11.78-21.2.79

КОРОЛЕВ 25 04.04-15.08.1979

ПРИЛИВ 26 06.04-17.08.1979 ПРИЛИВ 27 25.12.79-01.3.80

ПРИЛИВ 28 05.04-11.07.1980 КОРОЛЕВ 27 18.04-09.06.1980

ПРИЛИВ 29 06.07-03.11.1980 КОРОЛЕВ 28 08.07-05.11.1980

ПРИЛИВ 30 20.12.80-03.5.81 КОРОЛЕВ 29 15.04-13.07.1981

ПРИЛИВ 31 25.09-27.12.1981 КОРОЛЕВ 31 27.01-30.04.1982

ПРИЛИВ 32 02.02-25.04.1982 ПРИЛИВ 33 18.05-31.08.1982

КОРОЛЕВ 32 22.05-04.09.1982 ПРИЛИВ 34 01.10-25.12.1982

КОРОЛЕВ 33 14.04-15.05.1983 КОРОЛЕВ 34 07.06-07.09.1983

КОРОЛЕВ 35 07.10-27.12.1983

ПРИЛИВ 35 20.10-20.12.1983 ПРИЛИВ 36 07.01-02.03.1984

КОРОЛЕВ 36 11.02-11.05.1984 КОРОЛЕВ 37 19.06-22.09.1984

ПРИЛИВ 38 16.10.84-16.1.85 ПРИЛИВ 37 19.05-13.09.1984

ФРОЛОВ 21 08.09-07.10.1984 «Цунами»

КОРОЛЕВ 38 24.10.84-24.1.85 ПРИЛИВ 39 12.02-09.06.1985

КОРОЛЕВ 39 13.02-04.05.1985 ПРИЛИВ 40 04.07-19.08.1985

КОРОЛЕВ 40 29.08-19.12.1985

ПРИЛИВ 41 17.09-02.11.1985 «Цунами»

КОРОЛЕВ 41 15.01-17.04.1986 КОРОЛЕВ 42 15.05-25.08.1986

ПРИЛИВ 42 12.08-26.09.1986 КОРОЛЕВ 43 26.09-06.12.1986

ПРИЛИВ 43 15.10.86-19.1.87 КОРОЛЕВ 44 13.01-29.03.1987

ПРИЛИВ 44 06.02-20.04.1987 КОРОЛЕВ 45 16.04-13.08.1987

ПРИЛИВ 45 14.05-11.09.1987 ПРИБОЙ 46 .08 — .10.1987 «ЦУНАМИ».

ПРИЛИВ 46 20.11.87-18.3.88 КОРОЛЕВ 46 01.03-27.06.1988

ГОРДИЕНКО 06 .1988 ?

ПРИЛИВ 47 30.03-26.05.1988 КОРОЛЕВ 47 15.07-16.11.1988

ПРИЛИВ 48 14.09-22.11.1988 КОРОЛЕВ 48 10.12.88-05.4.89

ПРИЛИВ 49 14.12.88-24.3.89

ПРИЛИВ 50 11.04-28.07.1989 ПРИЛИВ 50 11.04-28.07.1989

КОРОЛЕВ 49 28.04-11.08.1989

ПРИЛИВ 51 23.08-02.12.1989 ПРИЛИВ 52 27.12.89-27.3.90

КОРОЛЕВ 50 25.01-24.04.1990 КОРОЛЕВ 51 26.07-21.10.1990

ПРИЛИВ 53 02.04-25.05.1991 КОРОЛЕВ 52 04.04-24.04.1991

ПРИЛИВ 54 26.06-05.07.1991